Финансовая аналитика » Сущность и значение налогов и налогообложения » Дискуссионные вопросы формирования и состава налоговой системы на современном этапе

Дискуссионные вопросы формирования и состава налоговой системы на современном этапе

Страница 1

На протяжении 1990-х гг. налоговая система строилась на основе Закона РФ от 27.12.1991 г. «Об основах налоговой системы в РФ». В настоящее время налоговую систему России составляют 13 налогов и два сбора (госпошлина – это по своим признакам сбор), в том числе федеральных -10, региональных – 3, местных – 2, а также в рамках специальных налоговых режимов установлены три единых налога: единый сельскохозяйственный налог, единый налог при применении упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Современная трехуровневая налоговая система РФ достаточно динамична и претерпела за последнее десятилетие ряд существенных изменений. Все они были вызваны необходимостью создания налоговой системы, наиболее соответствующей рыночные отношениям и представляющей возможность каждому уровню власти самостоятельно формировать доходную часть своего бюджета исходя из собственных налоговых, регулирующих налогов и неналоговых поступлений. Безусловно, ее нельзя назвать совершенной, но ее развитие происходит эволюционным путем, обеспечивая преемственность и совершенствование налогового права.

Четкое распределение налогов по уровням является одним из основных принципов не только организации, но и реформирования налоговой системы в условиях рыночной экономики.

В новейшей истории становления налоговой системы России, которая началась с 1991 г., выделяются три этапа:

· Этап налоговой централизации (1992–1993).

· Этап налоговой децентрализации (1994–1996).

· Этап налоговой централизации (с 1997 г. И по настоящее время).

Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ», который знаменовал собой начало формирования современной отечественной налоговой системы, содержал норму, согласно которой «органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей». Иными словами, с самого начала своего становления налоговая система России формировалась на принципах фискальной централизации.

Но уже Указ Президента РФ от 22.12.1993 г. «О формировании республиканского бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ в 1994 году» фактически положил начало второму этапу – децентрализации налоговой системы. В Указе предусматривалось, что дополнительные налоги и сборы в республиках в составе РФ, краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт – Петербурге, дополнительные местные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством РФ, могут вводится решениями органов государственной власти субъектов РФ, местных органов государственной власти. При этом уплата налогов организациями должна производится за счет прибыли, остающейся у них после уплаты налога на прибыль.

Субъекты РФ и муниципальные образования активно использовали предоставленное им право на введение новых, не предусмотренных федеральным законодательством налогов и сборов.

Вскоре Президент своим Указом от 18.08.1996 г. Признал утратившей силу с 1 января 1997 г. Упомянутую норму. Органами государственной власти субъектов РФ предписывалось отменить с 1 января 1997 г. Свои решения о введении дополнительных налогов и сборов, не основанные на Законе РФ «Об основах налоговой системы в РФ». Органам местного самоуправления с 1 января 1997 г. Было предложено принять аналогичные решения в отношении введенных ими дополнительных налогов и сборов.

Нынешняя налоговая система России централизованная. Следует различать централизацию в условиях унитарных и федеративных государств. Налоговые системы унитарных государств централизованы абсолютно. В федеративных государствах, к числу которых относится и Россия, централизация относительна. Здесь федеративный законодатель в рамках полномочий, определенных Конституцией РФ, устанавливает общие принципы налогообложения и формирование налоговой системы (в том числе исчерпывающие перечень региональных и местных налогов и сборов). Налоговый Кодекс РФ установил трехзвенную структуру налоговой системы, отражающую федеративное устройство России. Согласно НК РФ не могут устанавливаться региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Кодексом.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Содержание процедуры досудебного урегулирования налоговых споров
Прошло несколько лет с тех пор, как процедура досудебного урегулирования налогового спора в определенных ситуациях стала обязательной. За этот период сложился и определенный опыт у консультантов, и арбитражная практика, а в Налоговый кодекс РФ (НК РФ) внесены изменения, призванные уточнить ряд дейс ...

Операционный риск
Операционный валютный риск чаще всего связан с тем, что международная компания должна осуществлять платежи или получать средства, деноминированные в иностранной валюте, в будущих периодах времени. Иными словами, такой валютный риск определяет уровень воздействия колебаний курсов валют на стоимость ...

Трансляционный риск
В современной экономике данный риск называется еще расчетным, или балансовым, а связан он с возможностью изменения стоимости активов и обязательств международного предприятия, деноминированных в бухгалтерском балансе. Примерами статей баланса, рассматриваемым в качестве подвергнутых влиянию трансля ...

Главные категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru