Финансовая аналитика » Сущность и значение налогов и налогообложения » Дискуссионные вопросы формирования и состава налоговой системы на современном этапе

Дискуссионные вопросы формирования и состава налоговой системы на современном этапе

Страница 1

На протяжении 1990-х гг. налоговая система строилась на основе Закона РФ от 27.12.1991 г. «Об основах налоговой системы в РФ». В настоящее время налоговую систему России составляют 13 налогов и два сбора (госпошлина – это по своим признакам сбор), в том числе федеральных -10, региональных – 3, местных – 2, а также в рамках специальных налоговых режимов установлены три единых налога: единый сельскохозяйственный налог, единый налог при применении упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Современная трехуровневая налоговая система РФ достаточно динамична и претерпела за последнее десятилетие ряд существенных изменений. Все они были вызваны необходимостью создания налоговой системы, наиболее соответствующей рыночные отношениям и представляющей возможность каждому уровню власти самостоятельно формировать доходную часть своего бюджета исходя из собственных налоговых, регулирующих налогов и неналоговых поступлений. Безусловно, ее нельзя назвать совершенной, но ее развитие происходит эволюционным путем, обеспечивая преемственность и совершенствование налогового права.

Четкое распределение налогов по уровням является одним из основных принципов не только организации, но и реформирования налоговой системы в условиях рыночной экономики.

В новейшей истории становления налоговой системы России, которая началась с 1991 г., выделяются три этапа:

· Этап налоговой централизации (1992–1993).

· Этап налоговой децентрализации (1994–1996).

· Этап налоговой централизации (с 1997 г. И по настоящее время).

Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ», который знаменовал собой начало формирования современной отечественной налоговой системы, содержал норму, согласно которой «органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей». Иными словами, с самого начала своего становления налоговая система России формировалась на принципах фискальной централизации.

Но уже Указ Президента РФ от 22.12.1993 г. «О формировании республиканского бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ в 1994 году» фактически положил начало второму этапу – децентрализации налоговой системы. В Указе предусматривалось, что дополнительные налоги и сборы в республиках в составе РФ, краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт – Петербурге, дополнительные местные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством РФ, могут вводится решениями органов государственной власти субъектов РФ, местных органов государственной власти. При этом уплата налогов организациями должна производится за счет прибыли, остающейся у них после уплаты налога на прибыль.

Субъекты РФ и муниципальные образования активно использовали предоставленное им право на введение новых, не предусмотренных федеральным законодательством налогов и сборов.

Вскоре Президент своим Указом от 18.08.1996 г. Признал утратившей силу с 1 января 1997 г. Упомянутую норму. Органами государственной власти субъектов РФ предписывалось отменить с 1 января 1997 г. Свои решения о введении дополнительных налогов и сборов, не основанные на Законе РФ «Об основах налоговой системы в РФ». Органам местного самоуправления с 1 января 1997 г. Было предложено принять аналогичные решения в отношении введенных ими дополнительных налогов и сборов.

Нынешняя налоговая система России централизованная. Следует различать централизацию в условиях унитарных и федеративных государств. Налоговые системы унитарных государств централизованы абсолютно. В федеративных государствах, к числу которых относится и Россия, централизация относительна. Здесь федеративный законодатель в рамках полномочий, определенных Конституцией РФ, устанавливает общие принципы налогообложения и формирование налоговой системы (в том числе исчерпывающие перечень региональных и местных налогов и сборов). Налоговый Кодекс РФ установил трехзвенную структуру налоговой системы, отражающую федеративное устройство России. Согласно НК РФ не могут устанавливаться региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Кодексом.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Стратегическое финансовое планирование хозяйствующего субъекта
В условиях рыночных отношений предприятия стали свободны от опеки со стороны государства, но резко повысилась их ответственность за экономические и финансовые результаты работы. Предприятия осуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчёта, при котором расходы должны покрываться за сч ...

Анализ ликвидности баланса
Таблица 3 - Оценка ликвидности баланса, тыс. руб. Активы На начало отчетного периода На конец отчетного периода Пассивы На начало периода На конец периода Платежный излишек или недостаток На начало периода На конец периода Наиболее ликвидные, А1 1117772 880350 Наиболее срочные, П1 696270 644555 421 ...

Современное состояние ипотечных кредитов
В целях решения задач, обозначенных Президентом РФ В.В.Путиным в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», в Вологодской области реализуется областная Программа ипотечного жилищного кредитования, целями которой являются увеличение (наращивание) об ...

Главные категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru