Инвестиционные проекты разрабатывают не только частные предприятия, но и государственные организации. Так, изменение налоговой системы – тоже инвестиционный проект.
С экономической точки зрения инвестиционные проекты описываются потоками платежей, т.е. функциями от времени, значениями которых являются затраты (и тогда значения этих функций отрицательны) и поступления (значения функций положительны). Как правило, вначале необходимо вкладывать деньги (производить затраты), а затем за счет поступлений возмещать затраты и получать прибыль. Однако возможны и ситуации, когда завершение проекта (например, закрытие атомной электростанции и утилизация отработанного ядерного топлива) требует существенных вложений.
В конкретный промежуток времени обычно происходят как поступления, так и платежи. Как элемент финансового потока рассматривается итоговый результат, т.е. поступления минус платежи. Этот результат может быть как положительным, так и отрицательным. Для различных вариантов управляющих воздействий на процессы налогообложения (например, различных вариантов изменения ставок налогов) при сравнении их с действующей системой ситуация аналогична. Если в результате управляющих воздействий налоговые сборы в некоторый момент меньше тех, что при действующей системе, то платежи считаем отрицательными (приращение поступлений отрицательно), в противном случае – положительными (приращение налоговых поступлений положительно).
Для любого управляющего воздействия часть поступлений оказывается отрицательной, часть – положительной, и проблема состоит в их соизмерении, поскольку они относятся к различным моментам времени.
В финансовом плане, когда речь идет о целесообразности принятия того или иного инвестиционного проекта, необходимо получить ответы на три вопроса:
Каков необходимый объем финансовых ресурсов?
Где найти источники финансирования (кредитования) в требуемом объеме и какова цена их услуг?
Окупятся ли сделанные вложения, т.е. достаточен ли объем прогнозируемых поступлений по сравнению со сделанными инвестициями [32; С.86]?
Ответ на первый вопрос определяется инженерной сутью проекта и выражается в виде финансового потока, обоснованного в бизнес-плане. Ответ на второй вопрос зависит от конкретной ситуации на финансовом рынке. Для ответа на третий вопрос необходимо от финансового потока как функции времени перейти к той или иной его обобщенной характеристике. Такой переход целесообразен также при сравнении различных проектов.
Отметим, что как при изменении налоговой системы путем варьирования значений управляющих параметров, так и при реализации иных крупных инвестиционных проектов меняются также и значения социальных, технологических, экономических, экологических и политических факторов (сокращенно: СТЭЭП-факторов). Например, строятся или приходят в упадок дороги, создаются или сокращаются рабочие места и т.д. Другими словами, оценку управляющих воздействий на процессы налогообложения, как и крупных инвестиционных проектов, нельзя проводить только с экономической точки зрения, должен учитываться весь комплекс СТЭЭП-факторов. При этом, очевидно, необходимо применять разнообразные процедуры экспертных оценок для комплексного учета СТЭЭП-факторов, нельзя опираться лишь на чисто экономические расчеты.
Обсудим подходы к сравнению инвестиционных проектов (и оценке управляющих воздействий на процессы налогообложения). Прежде всего отметим, что сравнение инвестиционных проектов – это сравнение функций от времени. Кроме того, имеется внешняя среда, которая проявляется в виде дисконт – функции как результата воздействия СТЭЭП-факторов, и представлений законодателя или инвестора. Эти априорные представления проявляются в основном в виде ограничений на потоки платежей (в частности, могут быть заданы ограничения на объем кредитов или налогов) и на горизонт планирования, рассматриваемый лицом или лицами, принимающими решения (законодателями, работниками Министерства налогов и сборов или инвестором) [8; С.34].
"Рождение" транспортного налога
В рамках реформирования налоговой системы Российской Федерации первоначально планировалось отменить Закон о дорожных фондах в РФ с 1 января 2003 г. (ст.5 Федерального закона от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изм ...
Понятие, сущность и функции налоговой политики
Прежде чем говорить о налоговой политике государства необходимо вкратце остановиться на более глобальном понятии «финансовая политика», составным элементом которой и является налоговая политика. Под финансовой политикой
понимают комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений ...
Ставка рефинансирования
Ставка рефинансирования - процентная ставка кредитования коммерческих банков и других кредитных организаций, используемая в качестве инструмента регулирования кредитно-денежной системы. С 01 июня 2010 года Центральным Банком РФ установлена ставка рефинансирования – 7,75 %. Эта ставка рефинансирован ...