Налоги - это источник государственных финансов. Государство постоянно совершенствует порядок их взимания. Коммерсанты же заинтересованы в снижении налоговой нагрузки. В результате на каждое усовершенствование находится несколько способов минимизации налога и уклонения от его уплаты.
Налоговая оптимизация и уклонение от уплаты налогов - два разных понятия. Но грань между ними очень тонка. Понять эту разницу очень важно. Ведь при уклонении фирму могут оштрафовать, а ее руководителя или главного бухгалтера привлечь к уголовной ответственности. При грамотной оптимизации ни фирме, ни ее руководителю или главбуху ничего не грозит. Использование незаконных приемов оптимизации считают уклонением от уплаты налогов. Уклонение приводит к неправомерному занижению налоговой базы по тому или иному налогу. Сумма начисленных фирмой налогов будет гораздо ниже, чем должна быть на самом деле. В конечном итоге организация подаст в инспекцию декларации с заведомо искаженными данными. Кстати, умышленное непредставление декларации - это тоже уклонение. За него также предусмотрена налоговая, административная и уголовная ответственность.
Понятия "добросовестный (недобросовестный) налогоплательщик" налоговое законодательство не определяет. Эти эпитеты введены Конституционным Судом. Они характеризуют исполнение налогоплательщиком установленной ему обязанности. В сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика[8]. А его недобросовестность налоговые органы обязаны доказать. При этом юридическая переквалификация сделок, статуса или характера деятельности налогоплательщика производится в судебном порядке[9]. В таких случаях факты недобросовестности вправе установить лишь арбитражный суд.
Правоприменительная практика сформировала ряд признаков недобросовестности. В частности, сомнения в добросовестности могут возникать при следующих обстоятельствах:
· отсутствие объективных условий для ведения предпринимательской деятельности (управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений);
· неотражение в учете отдельных операций, необходимых для данного вида деятельности, например перевозки товара;
· невыгодные условия сделок;
· операции с лицами, не состоящими на налоговом учете, не имеющими государственной регистрации и лицензий, отсутствующими по "юридическому" адресу;
· операции по отчуждению имущества с последующим приобретением имущественных прав на это имущество.
Налогоплательщик имеет право использовать законные основания для освобождения от налогов, выбрать наиболее выгодную форму предпринимательской деятельности, оптимальный вид платежа[10]. При этом неуплата налога или уменьшение его суммы не ведет к нарушению публичных интересов и конституционных прав и свобод других налогоплательщиков. Например, фирма может перейти на "упрощенку", выбрав объект налогообложения. А договоры, совершенные без намерения создать реальные хозяйственные последствия, с целью уклонения от уплаты налогов, являются ничтожными сделками в силу своей антисоциальности[11]. Цель их заключения заведомо противна основам правопорядка и нравственности, особо опасна для общества. Конституционный Суд РФ указывает на недопустимость использования инструментов гражданско-правовых отношений для создания схем незаконного обогащения за счет бюджетных средств[12].
Особое внимание оптимизации уделяют холдинги с планированием консолидированного бюджета, в которых участников связывают общие имущественные интересы. Однако для таких структур существуют налоговые риски непризнания отдельных компаний самостоятельными юридическими лицами. Этот подход был отработан в судебных процессах вокруг ЮКОСа и продолжает распространяться. Компании, связанные с ОАО "НК Юкос", были зарегистрированы в регионах с льготным налогообложением. Арбитражным судом установлено, что они имели признаки несамостоятельности. Судьи сделали вывод о создании видимости осуществления ими нормальной предпринимательской деятельности с единственной целью - незаконного снижения налогов в холдинге.
Основные приоритеты формирования бюджета Республики Татарстан
Россия столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения. Это коснулось и бюджета Республики Татарстан. В прошлом году в связи с кризисными тенденциями в мировой и ...
Динамика исполнения бюджета Республики Коми по расходам в 2007–2009 гг
Согласно отчету об исполнении бюджета расходы бюджета Республики Татарстан за 2007 год составили 89 млрд. 110 млн. рублей. По разделу 0100 «Общегосударственные вопросы» расходы составили 2 млрд. 321 млн. рублей. По разделу 0200 «Национальная оборона» расходы на мобилизационную подготовку экономики ...
Развитие социальной сферы
Социальные обязательства перед населением должны быть выполнены в полном объеме, причем необходимо усилить адресность и обеспечить надлежащее качество государственных и муниципальных услуг. Бюджет является важным инструментом социально-экономического развития и реализации структурной политики. Чере ...