В России финансовая политика является прерогативой федеральных органов управления. Поэтому под государственной финансовой политикой понимается совокупность мероприятий государства в области финансов, проводимых в целях мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использования для осуществления своих функций и задач.
К федеральным органам исполнительной власти, вырабатывающим и обеспечивающим проведение финансовой политики, относятся:
- Правительство РФ обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики;
- Министерство финансов РФ осуществляет выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики в области государственной службы и судебной системы;
- Министерство экономического развития и торговли РФ вырабатывает государственную политику в сфере финансового оздоровления организаций;
- Министерство иностранных дел РФ участвует в разработке и реализации государственной политики в области расширения финансовых связей РФ с иностранными государствами и международными организациями;
- Федеральное казначейство совместно с Центральным банком принимают участие в разработке и реализации согласованной кредитно-денежной политики.
Бюджетная политика определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Президент РФ направляет Федеральному Собранию РФ Бюджетное послание не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В бюджетном послании Президента РФ определяются стратегические цели и бюджетная политика РФ на очередной финансовый год.
Стратегическими целями бюджетной политики являются: снижение налоговой нагрузки на экономику; упорядочение государственных обязательств; концентрация финансовых ресурсов на решение приоритетных задач; снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен; создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.
Налоговая политика представляет собой систему мероприятий государства в области налогов. Финансовая наука четко определила основные принципы налогообложения, т.е. базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере и использующиеся при формировании налоговой политики.
Современная налоговая политика в России связана с проведением налоговой реформы, целью которой является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов.
Налоговая реформа проводится по следующим направлениям:
- совершенствование налогового законодательства;
- установление жесткого оперативного контроля над соблюдением налогового законодательства, пресечение «теневых» экономических операций, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от уплаты налогов;
- совершенствование норм и правил, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков, устранение противоречий налогового и гражданского законодательства.
Страховая политика. В нерыночной системе хозяйствования страхование играет вспомогательную роль. Осуществляется в основном государством, которое выделяет средства из бюджета на восстановление разрушенных предприятий, жилья, ликвидацию последствий стихийных бедствий и другие аналогичные цели. В рыночной экономике страхование освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.
Содержание процедуры досудебного урегулирования
налоговых споров
Прошло несколько лет с тех пор, как процедура досудебного урегулирования налогового спора в определенных ситуациях стала обязательной. За этот период сложился и определенный опыт у консультантов, и арбитражная практика, а в Налоговый кодекс РФ (НК РФ) внесены изменения, призванные уточнить ряд дейс ...
Теоретические основы бюджетной системы
Федеральные, региональные и местные органы государственной власти и управления посредством бюджетных отношений получают в свое распоряжение определенную часть перераспределяемого национального дохода, которая направляется на строго определенные цели в зависимости от разграничения функций между уров ...
Оценка финансовых рисков
Финансовые риски можно определить, рассчитав следующие финансовые коэффициенты: платежеспособности, финансовой устойчивости и рентабельности. Данные показатели определяются на основе данных бухгалтерского баланса предприятия. Платежеспособность предприятия характеризуют следующие показатели: коэффи ...