Ответственность, предусмотренная Налоговым кодексом. В зависимости от субъекта, совершившего противоправные деяния, Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) установлены следующие виды ответственности:
· для налогоплательщиков - за нарушение процедурных мероприятий, порядка исчисления и уплаты налогов;
· для налоговых агентов - за нарушение порядка удержания и перечисления в бюджет налогов;
· для свидетелей, экспертов, переводчиков, специалистов - за отказ от участия в проверке, дачу заведомо ложной информации;
· для банков - за неисполнение или несвоевременное исполнение платежных документов налогоплательщиков.
В соответствии с п.1 ст.114 НК РФ мерой ответственности за налоговые правонарушения выступает налоговая санкция, которая устанавливается только в форме штрафа.
Налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности, то есть большая по размеру санкция не вытесняет меньшую, как, например, в случае уголовной ответственности. Если виновным лицом совершенно несколько правонарушений, то санкции по ним суммируются. Размеры штрафа определены положениями НК РФ в твердой сумме или в процентах от определенной величины. Штраф может быть уплачен добровольно, в противном случае - взыскан с налогоплательщика в принудительном порядке только по решению суда, вступившему в законную силу.
Срок исковой давности взыскания налоговых санкций в соответствии с п.1. ст.115 НК РФ не должен превышать шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.
Указанный срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом.
За несвоевременное перечисление налогов и сборов налогоплательщик должен заплатить пени. Порядок взыскания пеней определяется ст.75 и 133 НК РФ. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязательства по уплате налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка РФ. При этом налоговое законодательство не рассматривает пеню в качестве меры ответственности, а относит ее к способу обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Примеры видов правонарушений:
· нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе;
· невыполнение налоговым агентом своей обязанности: неправомерное неперечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению;
· непредставление банком справок по операциям и счетам в налоговый орган;
· несоблюдение порядка распоряжения имуществом, на которое наложен арест.
Административная ответственность.
Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ (п.4 ст.108 НК РФ). Административная ответственность - форма юридической ответственности граждан и должностных лиц за совершенное ими административное правонарушение, предусмотренная Кодексом РФ о административных правонарушениях ( КоАП). Этот вид ответственности предполагает уплату штрафа.
Отдельные налоговые правонарушения наказуемы в рамках как Налогового кодекса, так и Кодекса об административных правонарушениях. По таким нарушениям налоговые органы вправе принять решение о штрафе, но они не могут налагать административные санкции на руководителей организации за допущенные налоговые нарушения, указанные в КоАП. В этом случае налоговые органы имеют право составить протокол о выявленных ими нарушениях.
Полномочия по наложению административных штрафов на виновных лиц относятся к компетенции районного или мирового судьи.
Кодексом об административных нарушениях определены основания для применения административной ответственности. Перечень налоговых нарушений, за которые виновные лица привлекаются к административной ответственности, приведен ниже.
Продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг при отсутствии установленной информации об изготовителе или продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники влечет наложение штрафа в размере:
· на граждан- от 1500 до 2000 руб;
· на должностных лиц- от 3000 до 40 000 руб;
· на юридических лиц- от 30 000 до 40 000 руб. ( ст.14.5 КоАП).
Осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходование ( неполное оприходование) в кассу денежной наличности, несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, а равно накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов влечет наложение штрафа в размере:
· на должностных лиц- от 4000 до 5000 руб;
· на юридических лиц- от 40 000 до 50 000 руб. ( ст.15.1 КоАП).
Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда ( при этом деятельность организация не вела) влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1000 руб. ( п.1. ст.15.3 КоАП).
Финансовые институты как субъекты финансового рынка
Субъектами финансового рынка являются финансовые институты. С известной степенью условности можно выделить две группы финансовых институтов: 1) финансовые посредники, к которым относятся кредитные организации депозитного типа, страховые компании, пенсионные фонды, финансовые и инвестиционные компан ...
Сущность и происхождение денег
Характеризуя эволюцию денег, многие экономисты указывают на связь истории денежных знаков в любой их форме и истории инфляции. Однако собственно деньги появились задолго до того, как придумали слово «инфляция». Более или менее общепринятые эквиваленты денег появились за 2-3 тысячи лет до н.э. У коч ...
Исполнение бюджета Республики Татарстан
Исполнение бюджета Республики Татарстан обеспечивается Кабинетом Министров РТ. Организация исполнения бюджета Республики Татарстан возлагается соответственно на Министерство финансов Республики Татарстан. Исполнение бюджета Республики Татарстан организуется на основе сводной бюджетной росписи и кас ...