Финансовая аналитика » Прибыль предприятия: факторы, влияющие на ее величину » Анализ факторов влияющих прибыль предприятия

Анализ факторов влияющих прибыль предприятия

Страница 1

Факторы изменения каждой составляющей суммы прибыли можно представить в виде рисунка 2.10.

Взаимосвязь факторов первого и второго порядков с балансовой прибылью прямая, за исключением изменения себестоимости, снижение которой приводит к росту прибыли.

К факторам первого порядка относятся изменения:

1) прибыли от реализации продукции (работ, товаров, услуг);

2) прибыли от операционных доходов и расходов;

3) внереализационных результатов.

Факторами второго порядка являются изменения:

1.1) объема реализованной продукции;

1.2) структуры реализованной продукции;

1.3) полной себестоимости реализованной продукции;

1.4) цен на реализованную продукцию;

2.1)доходов по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях;

2.2)штрафов, пени, неустоек полученных за вычетом уплаченных;

2.3) прибыли и убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году;

2.4) поступлений долгов и дебиторской задолженности;

2.5) финансовой помощи от других предприятий и организаций, пополнения фондов специального назначения и др.

Изменение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) происходит под воздействием следующих факторов:

– изменения объема реализации;

– изменения отпускных цен;

– изменения себестоимости продукции.

Величина влияния на прибыль от реализации продукции и балансовую изменения объема реализованной продукции (фактор 1.1) определяется путем умножения суммы плановой прибыли от реализации на коэффициент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации. Коэффициент же выполнения плана по объему реализованной продукции рассчитывается как отношение плановой себестоимости фактически реализованной продукции к плановой себестоимости запланированной к реализации продукции.

Изменение структуры реализованной продукции оказывает влияние на прибыль в связи с тем, что уровень рентабельности различных изделий неодинаков. При повышении в общем объеме реализации (в сравнении с планом) удельного веса более высокорентабельных изделий прибыль от реализации увеличивается, и наоборот.

Поскольку в рыночных условиях предприятия заинтересованы в большей массе прибыли, а спрос на продукцию может существенно изменяться, они, естественно, стремятся выпускать и реализовывать более прибыльную продукцию.

Если эта продукция отвечает интересам потребителя и экономике государства в целом, то увеличение ее реализации закономерно. В условиях дефицита и монополии предприятия могут увеличивать выпуск и реализацию более рентабельной продукции в ущерб менее рентабельной, но необходимой потребителю. Поэтому следует тщательно изучать причины изменения структуры реализованной продукции.

В теории и практике аналитической работы известны несколько способов расчета влияния этого фактора: путем сравнения суммы прибыли от реализации «по плану на фактический объем реализованной продукции» с плановой прибылью, скорректированной на коэффициент выполнения плана по объему реализации; путем вычитания из разности между показателями прибыли «по плану на фактический объем реализованной продукции» и «по плану» суммы влияния фактора «изменения объема реализации» (сальдовый способ).

При снижении или повышении по сравнению с планом себестоимости реализованной продукции (фактор 1.3) прибыль от реализации соответственно увеличивается или уменьшается. Для расчета этого фактора сравнивают фактическую себестоимость с плановой себестоимостью фактически реализованной продукции. В полученной таким образом сумме нашли отражение и имевшие место изменения цен по сравнению с планом на сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, тарифов на энергию. Так как этот фактор является не зависящим от предприятия» то целесообразно выделить его как самостоятельный. При необходимости можно выделить как самостоятельный фактор и изменение коммерческих расходов.

Из суммы прибыли от снижения полной себестоимости реализованной продукции, достигнутого по зависящим от предприятия факторам, целесообразно выделить прибыль, полученную за счет внедрения мероприятий по новой технике.

В результате анализа было выяснено, что снижение объема балансовой прибыли произошло в результате снижения прибыли от реализации на 6 млн. руб. Уменьшение данного показателя произошло в основном за счет падения цен на продукцию на 119,1 млн. руб., за счет снижения себестоимости продукции удалось повысить прибыль от реализации на 104,5 млн. руб. Внереализационные результаты снизили сумму балансовой прибыли за счет выявленных убытков в отчетном году на сумму в 57 млн. руб.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Обоснование целесообразности инвестиций в акции
Для того, чтобы принять решение о целесообразности инвестиций в акции ОАО «ГМК Норильский никель», я произведу расчет их истинной стоимости по стоимости чистых активов, приходящихся на одну акцию. Т.к. использование других моделей нецелесообразно, т.к. у компании нет равномерного роста дивидендов и ...

Методы, цели и задачи финансового анализа
Анализ (от греч. Analisis) - это инструмент познания предметов и явлений внутренней и внешней среды, основанный на разборе целого на составные части и исследовании их во взаимосвязи и взаимозависимости.[1] Финансовый анализ, как часть экономического анализа, представляет систему определенных знаний ...

Характеристика налога на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость (НДС) установлен гл. 21 Налогового кодекса. НДС платят фирмы и предприниматели, если они не получили освобождение от уплаты НДС. Получить освобождение от уплаты НДС может как фирма, так и предприниматель. Для этого должны быть выполнены два условия. Во-первых, общая с ...

Главные категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru