Финансовая аналитика » Долгосрочная финансовая политика » Инвестиционная политика

Инвестиционная политика

Страница 1

Одной из форм экономической политики государства является инвестиционная политика, которая включает регулирование всех сторон инвестиционного процесса, а именно: размеры, структуру, источники, эффективность инвестиций и др.

Категория «инвестиции» выступает обобщающим макроэкономическим показателем.

В самом общем виде инвестиции – все виды активов (средств), включаемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода. Инвестиции – это понятие, охватывающее:

Реальные инвестиции (инвестиции в землю, машины и оборудование, недвижимость и т.д.), близкие к термину «капитальные вложения». Капитальные вложения – затраты на создание новых, реконструкцию и расширение действующих основных фондов (основного капитала).

Понятие «новые» (или «чистые») инвестиции означает, что увеличивается размер основного капитала. «Инвестиции в модернизацию» – это средства, направляемые на возмещение износа капитала. Сумма «чистых» инвестиций и «инвестиций на возмещение» называется «валовыми инвестициями».

Финансовые (портфельные) инвестиции, т.е. вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение дохода от собственности. На сегодняшний день, располагая мощным инвестиционным потенциалом и соответствующими ресурсами российская экономика не имеет устойчивой тенденции к росту и это обусловлено многими причинами и в первую очередь тем, что за годы реформ практически была разрушена способность экономики формировать внутренние ресурсы для накопления. Необходимо также постоянно наращивать объем инвестиций в производственные фонды, в следствии их высокого износа. Остро стоит проблема утечки национального капитала за рубеж. Нельзя забывать о наличие большой денежной массы у населения, которую необходимо активно использовать в инвестиционных процессах.

В стране остается невостребованным огромный инвестиционный потенциал, который характеризуется большим разрывом между сбережениями и накоплениями, с одной стороны, и инвестициями – с другой. Он достигает почти 10% ВВП. Заметно снизилась инвестиционная роль федерального бюджета во взаимоотношениях с национальной экономикой: на строительство объектов производственного и социального комплексов, предусматривается только около 0,66% расходов федерального бюджета. Значительная часть бюджетных расходов направляется на развитие монопольных секторов экономики. В результате большая часть уплачиваемых монопольными структурами налогов к ним же обратно возвращается в качестве инвестиций.

В настоящее время российская экономика нуждается в притоке инвестиций, в том числе иностранных. Это вызвано практически полным отсутствием финансирования реального сектора экономики (кроме монопольных структур) из средств государственного бюджета, в виду отсутствия у них достаточных средств, большого износа установленного на предприятиях оборудования, преобладания старого технологического уклада.

Иностранный капитал, привлеченный в национальную экономику и используемый эффективно, с одной стороны, оказывает положительное влияние на экономический рост, помогает интегрироваться в мировую экономику. Отсутствие существенной конкуренции со стороны российских хозяйствующих субъектов, дешевая рабочая сила, емкий рынок дешевого сырья и всепоглощающий рынок потребления делают отечественную экономику привлекательной для иностранных предпринимателей.

С другой стороны, привлечение иностранных инвестиций накладывает определенные обязательства, создает многообразные формы зависимости, включая внешние финансовые источники и другие. Следовательно, большая зависимость от внешних иностранных инвестиций может иметь неоднозначные последствия для национальной экономики.

Использование финансов стабилизационного фонда (СФ) в качестве инвестиционных ресурсов и использование иностранных инвестиций в экономике для страны мало отличается друг от друга. В то же время правительство страны считает, что использование СФ – это источник раскрутки инфляции, а использование иностранного капитала – нет.

В первом случае нет зависимости российской экономики от кого-либо, во втором – есть зависимость от иностранного капитала! Если в первом случае проценты за кредиты и дивиденды остаются в России, а во втором случае уходят заграницу! Но, несмотря на это, иностранные инвесторы не торопятся вкладывать свои капиталы в российские предприятия.

Многие проблемы формирования инвестиционного процесса в современных условиях обусловлены отсутствием четко разработанной системы принципов финансово-инвестиционной политики, которая является стержнем развития экономики.

В целом факторами, сдерживающими развитие финансово-инвестиционного процесса, были и остаются: слабое финансовое положение предприятий реального сектора экономики (значительная доля убыточных предприятий); низкая норма прибыли и нехватка собственных средств у субъектов экономики на инвестиционные цели; уменьшение доли инвестиций, финансируемых из бюджетных ресурсов; высокий уровень инвестиционных рисков; непривлекательность российского реального сектора экономики, кроме естественных монополий и авто-прома, для иностранного капитала; ограниченные возможности получения и использования кредитных ресурсов из-за сохранения высокой стоимости банковских кредитов (средняя рентабельность по стране меньше или равняется ставке рефинансирования ЦБР); нецелевое использование амортизационных отчислений, которые в большинстве случаев направляются на пополнение оборотных средств субъектов экономики.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Повышение эффективности использования финансовых ресурсов организации за счет диверсификации ее деятельности
Важным фактором повышения финансово-экономической эффективности деятельности предприятия является достижение более полного и эффективного использования основных фондов – улучшение использования мощности предприятия, достигаемое на основе рационального использования производственных площадей, повыше ...

Перспективы погашения государственного долга РФ
Перспективы погашения внешнего долга РФ объединяют в себе ряд приемов. В настоящий момент для России наиболее удачной представляется конверсия внешнего долга в инвестиции или акции предприятий. Однако необходимо сделать некоторые ого­ворки. При осуществлении подобного вари­анта государство должно в ...

Анализ изменений в законодательстве на основные показатели процедуры досудебного урегулирования
На основании ст. 137 НК РФ каждое лицо может реализовать свое право на обжалование актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия (или бездействие) нарушают его права. Но с 1 января 2009 г. Налоговый коде ...

Главные категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru