Финансовая аналитика » Государственный финансовый контроль » Содержание финансового контроля, его значение и задачи в условиях рыночной экономики

Содержание финансового контроля, его значение и задачи в условиях рыночной экономики

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных и внебюджетных средств, а также за финансовой деятельностью государственных предприятий, внебюджетных фондов, банков и финансовых корпораций.

Поскольку финансовая система государства охватывает все виды денежных средств и фондов (как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов), государственный финансовый контроль является многоуровневым и всесторонним.

Государственный финансовый контроль призван обеспечивать интересы и права государства и его учреждений, в связи с чем финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Финансовый контроль — это стоимостной контроль, поэтому в отличие от других видов государственного контроля (экологического, санитарного, административного и др.) он имеет место во всех сферах общественного воспроизводства и потребления, потому сопровождает весь процесс движения денежных средств и фондов, включая и стадию осмысления финансовых результатов.

Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие обязательные платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных им бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правил организации денежных расчетов, ведения бухгалтерского учета и отчетности. Следовательно, государственный финансовый контроль — важный элемент системы управления финансами.

Поэтому важную роль в осуществлении государственного финансового контроля играет уровень организации учета и отчетности в стране — бухгалтерского, бюджетного, налогового. Ведь бухгалтерская и отчетная документация — главный объект финансового контроля.

Наблюдаются и новые тенденции в развитии финансового контроля в России.

Сужается сфера действий государственного финансового контроля и меняется его содержание. Он все более концентрируется на сфере макроэкономических процессов, включая контроль за стоимостными пропорциями движения ВВП, денежной массой, формированием и использованием фондов денежных средств, поступающих в распоряжение государства.

Происходит определенный сдвиг от последующего контроля в сторону предварительного, чем и призваны заниматься органы федерального казначейства.

Одновременно расширяется сфера действий негосударственного финансового контроля со стороны аудиторских фирм, кредитных организаций и т.д.

Субъектами оперативного управления финансами в Российской Федерации являются Министерство финансов Российской Федерации и другие финансовые контролирующие органы. Важным звеном государственных финансов является государственный кредит. В зависимости от вида кредитора, рынка размещения займов, валюты и других характеристик государственный кредит подразделяется на внутренний и внешний долг государства.

Верхние пределы государственного внутреннего долга и государственных внешних заимствований Российской Федерации, а также объем расходов на обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга держатся под контролем:

- Правительства Российской Федерации, при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год;

- Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, при принятии федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год;

- Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, при одобрении (утверждении) федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год;

- Президента Российской Федерации, при подписании федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год;

- Счетной палаты Российской Федерации и других органов государственного финансового контроля, при осуществлении контроля за исполнением федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год.

В связи с этим следует выделить задачи финансового контроля:

  1. предупреждение, выявление финансовых нарушений и преступлений;
  2. способствовать укреплению доходной базы бюджетов и выявление резервов роста доходов бюджетов;
  3. обеспечивать целенаправленное, эффективное и экономное расходование бюджетных средств;
  4. обеспечивать сохранность государственной собственности и государственного имущества;
  5. обеспечение своевременных платежей и расчетов;
  6. выявление резервов увеличения всех финансовых ресурсов;
  7. другие задачи.

Это интересно:

Совершенствования системы бюджетирования
Ключевыми проблемами в области управленческого учета являются низкая достоверность и оперативность получаемых данных: каждый финансовый директор или главный бухгалтер хочет иметь оперативную информацию по себестоимости и прибыли, но то, что есть, их не удовлетворяет. Эти проблемы обусловлены различ ...

Анализ состава прибыли
Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория, она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности и является показателем, который наиболее полно отражает эффективность произв ...

Финансовые институты как субъекты финансового рынка
Субъектами финансового рынка являются финансовые институты. С известной степенью условности можно выделить две группы финансовых институтов: 1) финансовые посредники, к которым относятся кредитные организации депозитного типа, страховые компании, пенсионные фонды, финансовые и инвестиционные компан ...

Главные категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru