Формирование принципов кредитной политики отражает условия этой политики и направлено на повышение эффективности операционной и финансовой деятельности предприятия. По своей сути кредитная политика может быть: консервативной; умеренной; агрессивной. В процессе выбора типа кредитной политики должны учитываться следующие основные факторы:
- современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;
- общее состояние экономик, определяющее финансовые возможности покупателей, уровень их платежеспособности;
- сложившаяся конъюнктура товарного рынка, состояния спроса на продукцию предприятия;
- потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;
- правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;
- финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность;
- финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.
Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант, отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности предприятия и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессивный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.
Кредитная политика определяется следующими моментами.
1. Срок предоставления кредита. Срок предоставления кредита характеризует предельный период, на который покупателю предоставляется отсрочка платежа за реализованную продукцию. Увеличение срока предоставления кредита стимулирует объем реализации продукции (при прочих равных условиях), однако приводит в то же время к увеличению суммы финансовых средств, инвестируемых в дебиторскую задолженность, и увеличению продолжительности финансового и всего операционного цикла предприятия. Поэтому, устанавливая размер кредитного периода необходимо оценивать его влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятия в комплексе.
2. Стандарты кредитоспособности – минимальная финансовая устойчивость, которой должны обладать клиенты для получения возможности отсрочки платежа, и размеры допустимых сумм кредита, предоставляемых различным категориям клиентов. Размер предоставленного кредита характеризует максимальный предел суммы задолженности покупателя по предоставленному товарному или потребительскому кредиту. Его размер устанавливается с учетом типа осуществляемой кредитной политикой (уровень приемлемого риска), планируемого объема реализации продукции на условиях отсрочки платежей, среднего объема сделок по реализации готовой продукции, финансового состояния предприятия - кредитора и других факторов.
3. Политика сборов платежей – степень лояльности по отношению к клиентам с точки зрения предоставления кредита. Система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий, должна предусматривать соответствующие пени, штрафы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери предприятия – кредитора (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и другие).
4. Скидки (льготы за оплату в более ранние сроки) – сумма и период скидок. Стоимость предоставления кредита характеризуется системой ценовых скидок при осуществлении немедленных расчетов за приобретенную продукцию. Устанавливая стоимость товарного (коммерческого) или потребительского кредита, необходимо иметь в виду, что его размер не должен превышать уровень процентной ставки по краткосрочному финансовому (банковскому) кредиту. В противном случае он не будет стимулировать реализацию продукции в кредит, так как покупателю будет выгодней взять краткосрочный кредит в банке (на срок, равный кредитному периоду, установленному продавцом) и рассчитаться за приобретенную продукцию при ее покупке.
Обзор денежного рынка Российской Федерации
Анализ денежного рынка Российской Федерации по состоянию на 1.10.2006 года. Рассмотрение и обоснование обзора денежного рынка по состоянию на 1 октября 2006 года. Таблица 2.1. Денежный обзор, млн. рублей Итак, анализируя таблицу 2.1. можно сказать, что чистые иностранные активы органов денежно-кред ...
Этапы развития российского федерализма
В развитии федерализма в России традиционно выделяют три этапа: - 1918-1936 гг. - создание основ социалистического федерализма; - 1937-1985 гг. - утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России; - 1985-1993 гг. - попытки ликвидации формализма в федеративном устройстве госуда ...
Методы и показатели оценки залогового имущества для ипотечного кредитования
Особое внимание при оценке залогового имущества отводится риску обеспечения кредита, который хотя и не является самостоятельным видом риска и рассматривается только при наступлении риска непогашения кредита, представляется наиболее интересным, поскольку именно он зависит от выбора вида обеспечения. ...