Порядок проведения расчетов за импортируемые и экспортируемые товары регламентируются законодательством соответствующей страны, а также подчиняется международным правилам документарного оформления и оплаты платежных документов.
К основным нормативным документам, регулирующим международные расчеты можно отнести:
- Международные правила по толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС - 2010), целью которых является разработка свода международных правил толкования наиболее часто встречающихся во внешней торговле торговых терминов;
- Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (UCP 600) применяются ко всем документарным аккредитивам (включая резервные аккредитивы). Они являются обязательными для всех заинтересованных сторон при отсутствии прямо выраженного соглашения об ином;
- Международная стандартная Банковская практика (ISBP) по проверке документов по документарным аккредитивам, версия 2007г.;
- Унифицированные правила по инкассо (URC 522) применяются ко всем инкассо, когда ссылка на эти Правила включена в текст "инкассовых инструкций" и будут обязательными для всех упоминаемых там сторон, если иное не оговорено специально или если иное не содержится в положениях национального, государственного или местного законодательства и/или регулирования, от которых нельзя отступить;
- Унифицированные правила для гарантий по первому требованию (редакция 1992 г., публикация МТП N 458) применяются к любой банковской гарантии или дополнению к ней, которую гарант обязался выдать и в которой указано, что она составлена в соответствии с настоящими правилами (публикация МТП N 458) и обязательна для всех сторон в гарантийном обязательстве, если иное прямо не указано в гарантии или дополнении к ней;
- Женевский Единообразный Закон о чеках;
- Женевская Конвенция о Единообразном законе о простом и переводном векселе.
В отечественной практике, помимо вышеуказанных документов, также используются законы, утвержденные внутренним законодательством Российской Федерации и нормативные акты Центрального Банка:
- Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (ред. от 07.02.2011) "О валютном регулировании и валютном контроле" (принят ГД ФС РФ 21.11.2003) (с изм. и доп., вступающими в силу с 18.02.2011), целью которого является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества;
- Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 08.12.2010) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (принят ГД ФС РФ 21.11.2003) определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации;
- Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 15.11.2010, с изм. 07.02.2011) "О банках и банковской деятельности";
- Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 07.02.2011) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (принят ГД ФС РФ 27.06.2002);
- Федеральный закон от 11 марта 1997 г. N 48-ФЗ «О переводном и простом векселе»;
- Положение от 03 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» и др.
Эти документы определяют порядок совершения операций, связанных с расчетами за экспорт и импорт, а также дают комментарии и разъяснения в отношении отдельных пунктов положений, издаваемых Международной Торговой Палатой.
Направления финансовой политики
Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий: 1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач; 2) создание адекватного финансового механизма; 3) управление финансовой деятельностью гос ...
Анализ динамики и структуры внешнего долга
Размер государственного долга в абсолютном выражении не дает полного представления о состоянии экономики и платежеспособности страны. Для оценки способности страны-дебитора выполнять обязательства по погашению и обслуживанию накопленного объема государственного долга мировая практика выработала до ...
Государственная финансовая политика РФ на современном этапе
В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год» в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации предусматривался рост потребительских цен в диапазоне 6,58%. Поставленной цели по общему уровню инфляции соответствовала базовая ...