Структуру денежного оборота можно определять по разным признакам. Из них наиболее распространенным является классификация денежного оборота в зависимости от формы функционирующих в нем денег. По этому признаку денежный оборот подразделяется на безналичный и налично-денежный обороты. Однако, такая классификация не отражает экономического содержания отдельных частей денежного оборота и не позволяет дать качественную оценку той роли, которую каждая часть играет в экономической и социальной жизни общества. Поэтому наряду с данным признаком классификации денежного оборота следует использовать и другой признак - характер отношений, которые обслуживает та или иная части денежного оборота. В зависимости от этого признака денежный оборот разбивается на три части:
- денежно-расчетный оборот, который обслуживает расчетные отношения за товары и услуги и по нетоварным обязательствам юридических и физических лиц, охватывает денежные расчеты, связанные с приобретением и соединением всех факторов производства: средств производства (включая землю), предметов потребления и услуг, рабочей силы;
- денежно-кредитный оборот, обслуживающий кредитные отношения в хозяйстве, охватывает сферу отношений между кредиторами и заемщиками по выдаче и погашению ссуд, а также процента по ссудам;
- денежно-финансовый оборот, обслуживающий финансовые отношения в хозяйстве, охватывает расчеты по покупке и продаже различных финансовых обязательств (ценных бумаг) и расчеты с бюджетной сферой; валютные отношения, связанные с расчетами в иностранной валюте государств (или его субъектов) друг с другом, а также операции по покупке и продаже иностранной валюты юридическими и физическими лицами.
Наконец, можно классифицировать денежный оборот в зависимости от субъектов, между которыми двигаются деньги. По этому признаку структура денежного оборота будет такова:
- оборот между банками (межбанковский оборот);
- оборот между банками и юридическими и физическими лицами;
- оборот между юридическими лицами;
- оборот между юридическими и физическими лицами;
- оборот между физическими лицами.
Наконец, признаком классификации денежного оборота может являться степень организации денежного оборота со стороны государства. По этому признаку денежный оборот можно разделить на три части:
1) полностью организуемый государством через банковскую систему денежный оборот. К нему относится прежде всего безналичный денежный оборот, где действуют нормативные государственные документы, полностью регламентирующие правила совершения безналичных расчетов, формы расчетов и используемых расчетных и других документов, права, обязанности субъектов расчетных отношений, ответственность сторон за нарушение расчетной дисциплины. К этой части можно отнести и межбанковские и внутрибанковские расчеты наличными деньгами, а также кассовые операции банков с юридическими и физическими лицами;
2) частично организуемый государством денежный оборот. К нему относится налично-денежный оборот между предприятиями и организациями разных форм собственности и между ними и населением, где государство может лишь частично регламентировать и контролировать организацию расчетов;
3) неорганизованный денежный оборот, который происходит между отдельными физическими лицами.
Классификация издержек производства
С позиции отдельной фирмы экономические издержки - это те затраты, которые должна нести фирма в пользу поставщика ресурсов с тем, чтобы отвлечь эти ресурсы от их применения в альтернативных производствах. Такие затраты могут быть как внешними, так и внутренними. Затраты в денежной форме, которые фи ...
Развитие налогового аудита в системе налоговых
органов
Основные цели, задачи и направления развития налогового аудита в системе налоговых органов обозначены в Концепции, одобренной распоряжением ФНС России от 1 сентября 2006г. №130. Концепция разработана с целью решения задачи по совершенствованию деятельности налоговых органов по контролю и надзору за ...
Факторный анализ прибыли предприятия
Многообразие воздействия на прибыль внешних и внутренних факторов диктует необходимость их систематизации. К внешним факторам относятся: - рыночно-конъюнктурные факторы (повышение конкурентоспособности в оказании услуг, организация эффективной рекламы новых видов товаров); - уровень развития внешне ...