Финансовая аналитика » Стратегия и тактика финансового оздоровления предприятия » Понятие и виды кризисных ситуаций на предприятиях

Понятие и виды кризисных ситуаций на предприятиях

Кризис - это крайнее обострение внутрипроизводственных и социально-экономических отношений, а также отношений организации с внешнеэкономической средой.[1]

Кризисные ситуации могут возникать любой стадии деятельности организации как в период становления и развития, так и в период стабилизации и расширения производства и, наконец, при начале спада и т. п.

Внутренними причинами возникновения кризиса в организации могут быть возникшие диспропорции и нарушения равновесия между:[2]

· отдельными группами собственных и заемных средств и их размещением в основные и оборотные средства;

· объемом производства и объемом реализованной продукции;

· объемом реализации продукции и денежной составляющей выручки;

· доходами и объемами краткосрочных займов;

· качеством продукции и ее ценой на рынке;

· ценой продукции и затратами на ее производство;

· уровнем технического оснащения анализируемого предприятия и его конкурентов;

· дебиторской и кредиторской задолженностями;

· объемами инвестиций и доходами по ним и т. п.

При наступлении кризисных ситуаций необходимо иметь резервы для их преодоления, а также владеть системой управления для осуществления деятельности организации в условиях наступившего кризиса.

Результаты наступившего кризиса могут быть различными. Правильно организованный менеджмент может ослабить влияние кризиса и добиться восстановления жизнеспособности организации в целях ее сохранения. Может произойти обновление организации при сохранении собственников и руководителей или реструктуризация организации (слияние, разделение, присоединение, выделение). При других условиях кризис может привести к полной ликвидации организации или к смене собственника и перестройке процесса функционирования организации.

Так, рис 1. демонстрирует изменение во времени объема производства продукции (V) и объема реализации продукции (R). На этой модели можно проследить возникновение симптомов кризиса в точке П и далее развитие кризисных явлений в точке К, которые возникают в результате снижения объемов продаж и затоваривания складов готовой продукцией.[3]

Рис. 1. Диспропорции между объемом производства и реализацией продукции и возникновение кризиса

Рис.2. Кризис и финансовый рычаг

Рис. 3. Диспропорции между рентабельностью и кредиторской задолженностью и возникновение кризиса

На рис. 2 и 3 можно проследить аналогичную тенденцию изменения во времени:[4]

· прибыли и краткосрочных займов (рис. 2). По мере уменьшения финансового рычага возникают предкризисные симптомы, и точка пересечения рассматриваемых кривых свидетельствует о наступлении кризиса;

· рентабельности и удельного веса кредиторской задолженности в балансе организации (см. рис. 3).

Снижение рентабельности и рост задолженности также приводят к возникновению кризисной ситуации. По динамике изменения соотношения других показателей по возникающим симптомам можно диагностировать возможность появления кризиса.

Кризис в организации не обязательно приводит к негативным последствиям. В таблице 1 классифицированы позитивные и негативные последствия, возникающие в результате наступления кризиса в организации.

Таблица 1. Возможные последствия наступления кризисного состояния организации

Позитивные

Негативные

Ослабление кризиса

Усиление кризиса

Финансовое оздоровление организации (преодоление кризисного состояния)

Переход к новому кризису

Сохранение организации как юридического лица

Ликвидация организации (распродажа имущества организации)

Реструктуризация (преобразование) организации

Смена собственника

Это интересно:

Оформление договора лизинга
Договор финансового лизинга ООО «Гласстрейд» представлен в Приложении 2. Основным документом лизинговой сделки является договор о лизинге. Он заключается между владельцем имущества и пользователем о предоставлении последнему во временное пользование для предпринимательской деятельности объекта лизи ...

Методы оценки кредитоспособности юридических лиц
Оценка кредитоспособности заемщика юридического лица может быть проведена различными методами (от греч. methodos - путь исследования - теория, учение). Положение Банка России от 26 марта 2004 г. № 254-П [8] не дает рекомендаций по оценке кредитоспособности хозяйствующего субъекта. Положение рекомен ...

Экономическая сущность финансовых результатов предприятия
Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффектив ...

Главные категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru