Финансовая аналитика » Налоговая система России » Налоговая система 90-х гг. и предпосылки налоговой реформы

Налоговая система 90-х гг. и предпосылки налоговой реформы

Страница 1

Механизм обязательного изъятия финансовых средств предприятий и граждан СССР в основном служил потребностям существовавшей тогда в стране жесткой административно-командной системы. Кардинальные изменения, произошедшие в политической и экономической жизни российского общества в 1990-1991 гг., выявили его непригодность к использованию в новых условиях хозяйствования и обусловили необходимость форсированной разработки и скорейшего введения налоговой системы, построенной на принципиально новых началах.

Самой сложной проблемой при разработке новой налоговой системы была необходимость сохранения сложившегося ранее уровня доходов государства, поскольку нельзя было сразу отказаться от финансирования из бюджета целого ряда социальных расходов, мероприятий по поддержке отдельных регионов и сфер жизнеобеспечения. Решение этой задачи усложнялось, с одной стороны, падением производства и поэтому сужением налоговой базы, а с другой, необходимостью для государства нести бремя дополнительных расходов, связанных с компенсацией социальных издержек реформ.

Сохранению минимально необходимого уровня государственных доходов способствовали введение налога на добавленную стоимость с высокой налоговой ставкой, очень жесткий режим налогообложения прибыли и расходов, предусматривающий дополнительное налогообложение повышенных расходов на оплату труда, и отсутствие механизмов компенсации потерь налогоплательщиков в связи с проявлением в условиях высокого уровня инфляции эффекта так называемого «инфляционного налога».

Блок необходимых законов, сформировавших новую налоговую систему РФ, был принят в самом конце 1991 г.; начиная с 1992 г. они вступили в действие. С учетом накапливавшегося опыта применения новой налоговой системы в налоговое законодательство вносилось значительное количество различных изменений и дополнений.

Этот пакет налоговых законов, составлявших федеральное налоговое законодательство, включал в себя, прежде всего, базовый Закон “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, определявший общие принципы построения налоговой системы, ее структуру, организацию сбора налогов и контроля за их взиманием, права и обязанности налогоплательщиков, перечень налогов и сборов и ряд иных основополагающих положений налоговой системы.

Приступая к реформе налоговой системы, правительство учло исключительную болезненность для большинства бывших государственных предприятий процесса коренной ломки сложившегося хозяйственного уклада. Кардинально изменились вся система экономических приоритетов и стимулов, сопровождающихся падением производства и платежеспособного спроса. Резко уменьшился государственный заказ, открылись внешние границы для товарной интервенции из-за рубежа. Производители сырья и энергии установили ценовой диктат.

В связи с этим, в рамках новой налоговой системы были временно сохранены определенные элементы старого хозяйственного механизма, включая некоторые нерыночные инструменты: налогообложение расходов предприятий, использованных на оплату труда работников сверх законодательно установленного уровня. В качестве базы налогообложения искусственно рассчитывались «рыночные цены». Облагалась НДС так называемая «финансовая помощь» и штрафы. Были сохранены налоговые льготы, неоправданные с точки зрения создания эффективной конкурентной среды.

Для действующей в РФ в 90-е годы ХХ в. налоговой системы характерны были следующие особенности: 1) высокий удельный вес косвенных налогов, в частности пошлин и акцизных сборов; 2) относительно небольшая доля прямых налогов и сборов; 3) ориентация при выборе приоритетов между объектами налогового изъятия, прежде всего на обложение предприятий и организаций и в меньшей степени - на физических лиц; 4) расширение базы налогообложения в результате привлечения к уплате налогов ранее освобожденных юридических и физических лиц; 5) введение ряда новых налоговых платежей, вовлекших в орбиту обложения такие объекты, как имущество, наследство, операции с ценными бумагами, особые виды деятельности, использование престижных наименований и некоторые другие. На федеральном уровне введение широкого перечня разнообразных налоговых льгот, ориентированных преимущественно на стимулирование производства жизненно важных товаров для населения и т.п.

Естественно, накопившиеся проблемы потребовали очередных шагов в направлении совершенствования российской налоговой системы, которые нашли отражение в Налоговом Кодексе Российской Федерации. Проблема налогов в России является не только экономической, но и социально-политической. В современных условиях все промышленные предприятия всех форм собственности должны платить налог на прибыль по единой ставке 24% (до того ставка налога на прибыль составляла 35%). Одновременно отменены многочисленные налоговые льготы. В результате изменения с преобладанием фискальных целей привели к тому, что общее налоговое давление на прибыль акционерных обществ, крупных предприятий с участием иностранного капитала стало составлять за счет ряда, а обязательных сборов и налогов до 80-90 коп. с 1 руб. прибыли. Таким образом, у предприятий забирается большая часть (около 13%) валового внутреннего продукта страны, что снижает инвестиционные возможности предприятий.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Оформление договора лизинга
Договор финансового лизинга ООО «Гласстрейд» представлен в Приложении 2. Основным документом лизинговой сделки является договор о лизинге. Он заключается между владельцем имущества и пользователем о предоставлении последнему во временное пользование для предпринимательской деятельности объекта лизи ...

Инвестиционный потенциал регионов России
Распределение регионов по рейтингу инвестиционного потенциала показывает, что наибольший вклад в его формирование вносят факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности: инфраструктурная освоенность территории, инновационный потенциал и интеллектуальный потенциал населения. Н ...

Бюджет республики Башкортостан на 2012 год
Выступление министра финансов Республики Башкортостан Р.С. Хисматуллиной на заседании Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан "О проекте Закона Республики Башкортостан "О бюджете Республики Башкортостан на 2012 год"". Законопроект "О бюджете Республики ...

Главные категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru