Введена единая ставка подоходного налога с физических лиц - 13%. Сторонники этой меры считают это большим прогрессом и фактором, который будет сдерживать уход доходов «в тень». Противники утверждают, что вопрос о снижении налоговой нагрузки в условиях России не является очевидным. В странах с высокой налоговой нагрузкой на крупные доходы обеспечиваются более высокие социальные стандарты. С этим связаны появившиеся предложения о введении в России корпоративного социального налога, т.е. перенесении налоговой нагрузки, связанной с образованием, здравоохранением и т.п., с физических лиц на предпринимательский сектор.
Сложившийся в конце 90-х гг. в России экономический и финансовый кризис требовал от Правительства РФ проведения реформ и разработки стабилизационной программы. При этом решающая роль в преодолении кризиса принадлежала налоговой службе, т.к. она обеспечивает более 92% поступлений средств в федеральный бюджет.
Экономисты и занимающиеся налоговой реформой специалисты считают, что состояние бюджета зависит, главным образом, от трех групп факторов. Во-первых, от уровня развития экономики, особенно отечественной промышленности и торговли. Во-вторых, от соответствия налогового законодательства экономической ситуации. И, в-третьих, от того, насколько сильна налоговая служба страны.
Кризис выявил крупные недостатки в налоговом законодательстве России. Такие как: нестабильность, фискальная направленность, не позволяющая стимулировать отечественных производителей, противоречивость отдельных положений законов и инструкций, применение слишком жестких финансовых санкций даже за неумышленные нарушения, наличие «лазеек» для уклонения от налогообложения.
Вместе с тем, действующее налоговое законодательство России сыграло и позитивную роль на начальной стадии перехода экономики к рыночным отношениям.
Объективно анализируя сложившуюся в то время ситуацию в стране, можно сказать, что быстрое и реальное увеличение доходов в бюджет могла обеспечить только активная деятельность налоговой службы. Другие группы факторов начали бы работать лишь в более или менее отдаленном будущем.
Все это подчеркнуло необходимость осуществления налоговой реформы, которая должна была решать две главные задачи, причем противоречащие друг другу. С одной стороны, ослабление налогового давления на предприятия и организации, особенно на отечественных производителей. Необходимость создания для них предпосылок для восстановления утраченных оборотных фондов, повышения уровня выпуска продукции, чтобы впоследствии начать новый подъем. В перспективе же нужно было добиться конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках. С другой стороны, стояла проблема сбалансирования текущего бюджета по доходам и расходам, сокращения его дефицита, снижения внешнего долга, обеспечения финансирования федеральных, региональных и местных потребностей. Ее решение требовало роста налоговых поступлений, включая и таможенные сборы, т.к. других реальных источников просто не было.
Таким образом, основным курсом налоговой реформы было снижение федеральных налогов, перенос их центра тяжести с производителей на потребителей, упорядочение взаимоотношений между налогоплательщиками и государством.
Финансовое состояние
предприятия и его оценка
Непрерывность хозяйственной деятельности и эффективность функционирования предприятия обусловлены его финансовым состоянием, которое определяет финансовые возможности хозяйствующего субъекта. При финансовом благополучии предприятие развивает производство и своевременно выполняет свои финансовые обя ...
Экономическое содержание и значение бюджетного процесса
В первую очередь, что такое бюджетный процесс. Это регламентируемая законодательством РФ деятельность органов власти по составлению, рассмотрению и утверждению проектов бюджетов, а также деятельность органов власти по исполнению бюджетов и контролю за их исполнением. В настоящее время основным прав ...
Анализ управления кредиторской задолженности
Изучение состояния аналитической работы на ОДО «Внешгомельстрой» показало, что на предприятии не уделяется должного внимания анализу дебиторской задолженности. Функции управления распределены между разными подразделениями. При этом не существует регламентов взаимодействия и, как следствие, отсутств ...