Финансовая аналитика » Налоговая система России » Налоговая система 90-х гг. и предпосылки налоговой реформы

Налоговая система 90-х гг. и предпосылки налоговой реформы

Страница 2

Введена единая ставка подоходного налога с физических лиц - 13%. Сторонники этой меры считают это большим прогрессом и фактором, который будет сдерживать уход доходов «в тень». Противники утверждают, что вопрос о снижении налоговой нагрузки в условиях России не является очевидным. В странах с высокой налоговой нагрузкой на крупные доходы обеспечиваются более высокие социальные стандарты. С этим связаны появившиеся предложения о введении в России корпоративного социального налога, т.е. перенесении налоговой нагрузки, связанной с образованием, здравоохранением и т.п., с физических лиц на предпринимательский сектор.

Сложившийся в конце 90-х гг. в России экономический и финансовый кризис требовал от Правительства РФ проведения реформ и разработки стабилизационной программы. При этом решающая роль в преодолении кризиса принадлежала налоговой службе, т.к. она обеспечивает более 92% поступлений средств в федеральный бюджет.

Экономисты и занимающиеся налоговой реформой специалисты считают, что состояние бюджета зависит, главным образом, от трех групп факторов. Во-первых, от уровня развития экономики, особенно отечественной промышленности и торговли. Во-вторых, от соответствия налогового законодательства экономической ситуации. И, в-третьих, от того, насколько сильна налоговая служба страны.

Кризис выявил крупные недостатки в налоговом законодательстве России. Такие как: нестабильность, фискальная направленность, не позволяющая стимулировать отечественных производителей, противоречивость отдельных положений законов и инструкций, применение слишком жестких финансовых санкций даже за неумышленные нарушения, наличие «лазеек» для уклонения от налогообложения.

Вместе с тем, действующее налоговое законодательство России сыграло и позитивную роль на начальной стадии перехода экономики к рыночным отношениям.

Объективно анализируя сложившуюся в то время ситуацию в стране, можно сказать, что быстрое и реальное увеличение доходов в бюджет могла обеспечить только активная деятельность налоговой службы. Другие группы факторов начали бы работать лишь в более или менее отдаленном будущем.

Все это подчеркнуло необходимость осуществления налоговой реформы, которая должна была решать две главные задачи, причем противоречащие друг другу. С одной стороны, ослабление налогового давления на предприятия и организации, особенно на отечественных производителей. Необходимость создания для них предпосылок для восстановления утраченных оборотных фондов, повышения уровня выпуска продукции, чтобы впоследствии начать новый подъем. В перспективе же нужно было добиться конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом рынках. С другой стороны, стояла проблема сбалансирования текущего бюджета по доходам и расходам, сокращения его дефицита, снижения внешнего долга, обеспечения финансирования федеральных, региональных и местных потребностей. Ее решение требовало роста налоговых поступлений, включая и таможенные сборы, т.к. других реальных источников просто не было.

Таким образом, основным курсом налоговой реформы было снижение федеральных налогов, перенос их центра тяжести с производителей на потребителей, упорядочение взаимоотношений между налогоплательщиками и государством.

Страницы: 1 2 

Это интересно:

Полномочия органов Федерального казначейства
Органы Федерального казначейства осуществляют большое число функций по организации, осуществлению и контролю за исполнением федерального бюджета, регулированию финансовых отношений, сбору, обработке и анализу информации о состоянии государственных финансов и т.д. В связи с этим органы Федерального ...

Анализ состояния бюджетирования в группе компаний "Монтажспецстрой"
финансовый планирование бюджетирование координирование Группа компаний "МонтажСпецСтрой" - это крупнейший в Иркутской области строительно-промышленный комплекс. Предприятия, входящие в состав группы, имеют допуски СРО на строительство зданий и сооружений, капитальный ремонт, проведение сп ...

Общие сведения о налоговой системе Российской Федерации
Основы существующей в Российской Федерации налоговой системы были заложены в конце 1991г. принятием Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и соответствующих законов по конкретным видам налогов. В 1998г. была принята и 1 января 1999г. вступила в действие первая, или так называе ...

Главные категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru