Финансовая аналитика » Федеральные налоги Российской Федерации » Нормативная база, определяющая порядок расчета налогов и сбора

Нормативная база, определяющая порядок расчета налогов и сбора

Страница 1

Правовое регулирование российской налоговой системы регламентировано законодательством Российской Федерации, включающим в себя Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах; законы и иные нормативные акты о налогах и сборах субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Законодательство о налогах и сборах регулирует отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Налоговый кодекс РФ - единый законодательный акт, систематизирующий сферу налогового права и закрепляющий основополагающие принципы налогообложения в России; он состоит из двух частей.

Часть первая НК РФ, введенная в действие с 1 января 1999 г., устанавливает круг нормативно-правовых актов, подпадающих под термин "законодательство о налогах и сборах", который регламентирует важнейшие положения налоговой системы России, в частности, перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами. Принятие части первой НК РФ явилось поистине историческим моментом в развитии экономических реформ в нашей стране.

С 1 января 2001 г. вступила в силу часть вторая НК РФ, определяющая порядок исчисления и уплаты отдельных налогов.

В результате принятия Налогового кодекса РФ снижено общее количество налогов, действовавших в Российской Федерации; вместо 48 установленных федеральным законодательством налогов и отчислений во внебюджетные фонды и более чем 100 фактически действовавших к моменту его принятия налогов, сборов и иных обязательных платежей на данный момент установлены 15 видов налогов и сборов.

При этом важно подчеркнуть, что перечень региональных и местных налогов стал исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеет права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы.

Изменения налоговой системы направлены на решение следующих важнейших задач:

- построение единой и понятной в границах Российской Федерации налоговой системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;

- возрастание справедливости налоговой системы за счет выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков, отмены неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на хозяйственную деятельность налогов и сборов, исключения из самих механизмов применения налогов и сборов тех норм, которые искажают их экономическое содержание;

- развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, регионального и местных бюджетов закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;

- создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующих развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан;

- ослабление общего налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков путем более равномерного распределения налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков;

- формирование единой налоговой правовой базы, совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения и улучшение налогового администрирования;

- упрощение налоговой системы за счет установления исчерпывающего перечня налогов и сборов с сокращением их общего числа;

- обеспечение стабильности налоговой системы, а также определенности в объемах налоговых платежей для налогоплательщиков на длительный период.

Налоговый кодекс РФ должен стать в значительной части законом прямого действия. Прежде всего, это касается установления видов налогов и их перечня на всех уровнях (федеральном, субъектов Федерации и местном); процедур введения и механизмов исполнения налогового обязательства; обеспечение прав и обязанностей участников налоговых отношений; осуществления налогового контроля, формы его проведения, ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Понятие и классификация денежных потоков
Денежный поток – это денежные средства, под которыми понимаются депозитные (или текущие) счета и наличные деньги, получаемые предприятием от всех видов деятельности и расходуемые на обеспечение дальнейшей деятельности [7, с.249]. Кроме того, в расчет денежных средств могут приниматься краткосрочные ...

Анализ использования инструментов денежно-кредитной политики банком России для стабилизации уровня инфляции
Преодоление инфляции является одной из важнейших стратегических задач, стоящих перед Банком России. Эта цель встала во главу угла всей денежно-кредитной политики Центрального банка, начиная с 1992 г. Более пятнадцати лет деятельность Банка России направлена на снижение уровня инфляции и сглаживание ...

Государственный бюджет и внебюджетные фонды
С укреплением государства, расширением выполняемых им функций возникла и росла потребность в финансовых ресурсах — денежных средствах, находящихся в распоряжении государства, его учреждений, организаций и предприятий. Финансовые ресурсы являются объектом финансовых отношений как составной части сис ...

Главные категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru