К настоящему времени определились три основных подхода к регулированию государственного бюджета.
Первый подход связан с ориентацией на достижение ежегодной сбалансированности бюджета, что означает объявление обеспечения его сбалансированности постоянной самодовлеющей целью государственных финансов. Такое целеполагание фискальной политики, по сути, снижает ее эффективность и низводит на нет антициклический и стабилизационный ее характер. В условиях депрессии, длительной безработицы имеет место сокращение доходов, которое неизменно вызовет уменьшение налоговых поступлений в государственную казну. В такой ситуации сбалансированность может быть достигнута путем либо увеличения налогов, либо сокращения государственных расходов, либо сочетания того и другого. А это означает сжатие совокупного спроса, свертывание общественного производства.
При профиците государственного бюджета в условиях инфляционных процессов и роста денежных доходов, чтобы не допустить предстоящего превышения доходов над расходами, правительство должно либо снизить налоги, либо увеличить государственные расходы, либо задействовать то и другое одновременно. В таком случае сбалансированность бюджета достигается ценой раскручивания инфляционной спирали.
Второй подход сориентирован на достижение сбалансированности государственного бюджета в рамках экономического (делового) цикла. В данном случае допускаются годовые дефициты и профициты бюджета, а фискальная политика используется государством одновременно как инструмент и антициклического регулирования, и балансирования бюджета в долгосрочном периоде. Это допускает экспансионистскую фискальную политику на стадии спада и депрессии (увеличение государственных расходов, снижение налогового бремени) и рестриктивную фискальную политику на стадиях подъема и проявления инфляции.
Несмотря на внешнюю привлекательность такого механизма реализации фискальной политики, он явно страдает упрощенностью. Это связано с отсутствием идентичных экономических циклов как по продолжительности отдельных фаз и цикла в целом, так и по глубине спадов и пику подъемов. Длительный и глубокий спад может сменяться краткосрочным вялым и небольшим подъемом и, наоборот, длительная и устойчивая фаза подъема может сопровождаться краткосрочным и неглубоким спадом. И в том, и в другом случае будет наблюдаться циклическая разбалансированность государственного бюджета.
Третий подход базируется на идее функциональных финансов, суть которой сводится к тому, чтобы фискальная политика рассматривалась всего лишь в качестве инструмента экономической политики сбалансированного развития народного хозяйства. При таком подходе самодовлеющим элементом является макроэкономическая стабильность, тогда как сбалансированность государственного бюджета смещается на второй план и рассматривается лишь как один из составляющих моментов такой стабильности. Поэтому развитие экономики может сопровождаться бюджетными как дефицитами, так и профицитами. Предполагается, что макроэкономическая сбалансированность и экономический рост автоматически оказывают положительное воздействие на преодоление бюджетного дефицита и сокращение государственного долга.
Попытка решения проблем государственного дефицита или других социально-экономических проблем путем заимствований порождает государственный долг. Государственный долг — это сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам. Он связан с использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов с целью обеспечения экономического развития страны и решения назревших социальных проблем.
Совершенствование межбюджетных отношенийдеральный доход
Федеральные дотации регионам различаются в проекте бюджета-2011 более чем в 50 раз. Так, в Белгородскую область Минфин перечислит в 2011 году менее тысячи рублей в пересчете на каждого жителя, а в Якутию, Магадан и Туву – более 43 тыс. руб. на человека. Эксперты «НГ» увидели в такой «разблюдовке» ф ...
Классификация, порядок формирования и направления
использования средств основных денежных фондов коммерческой организации
Формирование денежных фондов организации (предприятия) начинается с момента его создания и является важнейшей стороной его деятельности. Организация (предприятие) в соответствии с законодательством создаёт уставный капитал. Его минимальная величина установлена законодательно в зависимости от формы ...
Теоретические аспекты развития потребительского кредитования
До второй мировой войны почти все коммерческие банки старались не кредитовать частные лица, считая, что этот вид услуг является нерентабельным. Но в начале нынешнего века ситуация изменилась, так как банки все чаще теперь нуждались в работе с физическими лица ми ведь их депозиты были источниками ре ...