Финансовая аналитика » Финансовая система » Принципы налогообложения и классификация налогов

Принципы налогообложения и классификация налогов

Страница 1

В рамках системы налоговых отношений необходимо остановиться на субъекте и объекте налогообложения. Субъектом налога является физическое или юридическое лицо, на которое законодательством возложено обязательство платить налога. Но в ряде случаев использование механизма ценообразования позволяет частично или даже полностью переложить налоговое бремя на других. Лицо, которое фактически уплачивает налог, называется носителем налога. Примером частичного перенесения налогового бремени субъектом налога (налогоплательщиком) на носителей налога может служить налог на прибыль. Последний может быть перенесен частично на потребителей путем повышения цены на продукцию и на поставщиков ресурсов — посредством занижения цен на них.

Объект налога — это доход или имущество, на которые начисляется налог (заработная плата, прибыль, товары, недвижимость и т.д.), а источник налога — доход, за счет которого уплачивается налог.

Классификация налогов по объектам налогообложения позволяет выделить следующие пять групп: на имущество, ресурсные (включая земельный), на доход или прибыль, на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты) и прочие, охватывающие некоторые местные налоги и разовые сборы. Особое значение имеет дифференциация налогов по таким источникам обложения, как издержки производства (себестоимость) и прибыль. Расчет налога на прибыль требует знания структуры издержек на производство и реализацию продукции и порядка формирования финансовых результатов (прибыли или убытка).

Основополагающие принципы налогообложения были сформулированы еще во второй половине XVIII в. А. Смитом, которые можно выразить в следующей сжатой форме:

содержание правительства должно осуществляться соответственно доходу, степени покровительства и защиты налогоплательщика со стороны государства;

для каждого случая и лица необходимо точно определить сумму платежа, способ и срок его уплаты;

время и способ осуществления платежа должны определяться с учетом наибольшего благоприятствования для налогоплательщика;

любой налог должен быть таким, чтобы он позволял взимать из доходов как можно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

Эти принципы фактически не утратили своей значимости и в современной действительности, ибо в них довольно сбалансировано представлены интересы государства и налогоплательщиков. Принципами налогообложения являются всеобщность, справедливость, определенность, удобство, достаточность, стабильность, гибкость, выбор надлежащего источника и объекта налогообложения.

Необходимо сознавать огромную роль субъективного фактора в жизнедеятельности государства. Именно поэтому на практике использование той или иной системы налогообложения зависит от взглядов правящей элиты, необходимости корректировки текущего бюджета, потребности правительства в финансовых ресурсах и других привходящих внутренних и внешних обстоятельств. В то же время принцип выгоды частично находит свое практическое отражение в действующих системах налогообложения в форме специальных налогов, а также акцизов.

По способам взимания налогов они подразделяются на кадастровые, декларируемые и изымаемые у источника. Кадастровый способ взимания налога характеризуется дифференциацией объекта налога на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносятся в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. В этом случае величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого способа налогообложения могут служить налоговые ставки на транспортное средство без учета того, используется оно или простаивает.

Налог на основе декларации взимается в результате заполнения плательщиком декларации о подученных доходах и установления на них налога. При таком методе уплата налога субъектом налогообложения производится после получения дохода: Примером данного способа взимания налогов может служить налог на прибыль.

Способ изъятия налога у источника характеризуется получением дохода, уменьшенного на сумму налога после изъятия его для перечисления в бюджет. Например, подоходный налог с физических лиц изымается для перечисления в бюджет предприятием или организацией до выплаты заработной платы путем вычитания из нее суммы налога. Работникам выплачивается оставшаяся часть заработной платы.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Проблемы перераспределения налогового бремени и воздействия налогов на экономическую активность
Налоговая система представляет собой инструмент долговременного действия, её формирование должно осуществляться с учетом перспективных тенденций развития экономики. Регулирующая роль налогового инструментария в условиях кризисной экономики далеко не бесспорна, однако ограничивать функции налогов в ...

Анализ использования финансовых ресурсов
Профессиональное управление финансами неизбежно требует глубокого анализа, позволяющего наиболее точно оценить неопределенность ситуации с помощью количественных методов исследования. При анализе эффективности использования финансовых ресурсов предприятия обычно начинают с общего ознакомления с акт ...

Государственный долг в настоящее время
Стремительный рост внешнего долга в 80-90-х годах вызвал волну дискуссий, связанных с проблемой управления госдолгом. Ошибочная экономическая политика последних советских и первых российских правительств в части внешних заимствований, а также принятие Россией на себя финансовых обязательств СССР су ...

Главные категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru