Финансовая аналитика » Государственный финансовый контроль » Предложения по укреплению последующего государственного финансового контроля

Предложения по укреплению последующего государственного финансового контроля

В сфере исполнительной власти контроль за исполнением доходной части бюджета возложен на Министерство по налогам и сборам Российской Федерации, которое имеет свои региональные подразделения во всех субъектах Российской Федерации, городах и районах (в т.ч. и межрайонные). И опыта работы им не занимать. Только вот растущее не по дням, а по часам количество липовых фирм (фирм-однодневок), не желающих платить налоги, доставляет им немало хлопот. Да и качество налогового законодательства оставляет желать лучшего.

Последующий контроль за исполнением расходной части федерального бюджета осуществляет в основном департамент государственного финансового контроля (раньше он назывался КРУ) Минфина России, который имеет свои структурные подразделения (КРУ) во всех субъектах Российской Федерации и имеет многолетний опыт работы в этой сфере.

В главном управлении федерального казначейства (ГУФК) и в его управлениях и отделениях на местах народу работает не меньше. Но казначейство — это скорее учетный орган, чем контролирующий. Да и контролирующие его функции сводятся в основном к предварительному и текущему контролю в ходе осуществления бухгалтерских операций (перечисления средств). А поскольку согласно бюджетному кодексу средствами федерального бюджета официально распоряжаются главные распорядители средств (министерства и ведомства), то органам федерального казначейства на местах только и остается соглашаться (за редким исключением) с санкционированными "свыше" расходами.

Автор статьи не согласен с мнением некоторых "теоретиков" о том, что департамент государственного финансового контроля Минфина России является органом внутреннего (ведомственного) контроля. По отношению к другим министерствам и ведомствам, а также подконтрольным предприятиям, организациям и учреждениям этот департамент (и его контрольно-ревизионные управления на местах) однозначно является органом внешнего (независимого) контроля.

В то же время следует признать, что структурное подразделение Минфина России не может полноценно (объективно) контролировать работу других его структурных подразделений, связанных с исполнением федерального бюджета. Поскольку не исключается вероятность того, что этих "неугомонных крушников" кто-то из руководителей министерства может попросту "поправить".

С учетом выше изложенного, автор статьи для осуществления в нашей стране более эффективного последующего контроля за исполнением федерального бюджета в сфере исполнительной власти поддерживает прозвучавшие ранее предложения о создании Комитета государственного финансового контроля Российской Федерации (ГФК РФ) и региональных его подразделений во всех областях, краях, республиках, городах и районах. И создавать этот Комитет нужно не на "голом" месте и не за счет "раздувания" штатов, а на базе Министерства по налогам и сборам Российской Федерации и Департамента государственного финансового контроля Минфина России, а также их территориальных подразделений. При этом основной упор необходимо сделать на укрепление (кадрами) комитетов в субъектах Российской Федерации, а также территориальных подразделений в городах и районах.

Председатель Комитета ГФК РФ по своему статусу должен быть приравнен заместителю Председателя Правительства Российской Федерации, а члены Комитета ГФК РФ должны назначаться распоряжением Председателя Правительства РФ. Тогда этот Комитет в отличие от Департамента государственного финансового контроля Минфина России обретет полную самостоятельность и независимость и не будет "дрожать" даже перед Министром сельского хозяйства, который через тире является заместителем Председателя Правительства Российской Федерации. Вот тогда-то и можно будет выяснить, куда делись деньги, и деньги немалые, которые выделялись ранее на возвратной основе для закупки продовольственного зерна у крестьян. Заодно можно будет поинтересоваться и судьбой многомиллиардных кредитов, которые до сих пор государству не возвращены.

Необходимо подумать и о том, пишет автор, что зарплата контролеров-ревизоров Комитета ГФК РФ, которые имеют разъездной и "нервный" характер работы, на 20 — 30% должна быть выше, чем в других министерствах и ведомствах, финансово-экономическую деятельность которых они должны будут контролировать. После этого государственным контролерам остается только добросовестно исполнять свои функции.

Это интересно:

Актуальные проблемы повышения эффективности государственного финансового контроля
Одним из важнейших условий повышения эффективности работы органов государственного финансового контроля является своевременное обеспечение необходимой законодательно - нормативной базой, а также конструктивная поддержка высших органов государственной власти не на словах, а на деле. Ведь до сих пор ...

Критерии организации системы бюджетирования предприятия
Бюджетирование является неотъемлемой частью процесса финансового планирования на предприятии. Цели планирования могут быть различны на разных предприятиях. Функциям планирования может придаваться разное значение в зависимости от вида и величины предприятия. В свете этого организуемой системе бюджет ...

Принципы налогообложения и классификация налогов
В рамках системы налоговых отношений необходимо остановиться на субъекте и объекте налогообложения. Субъектом налога является физическое или юридическое лицо, на которое законодательством возложено обязательство платить налога. Но в ряде случаев использование механизма ценообразования позволяет час ...

Главные категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru