Финансовая аналитика » Налоговое регулирование в сфере предпринимательства в РК » Теоретические основы и необходимость государственного регулирования рыночной экономики

Теоретические основы и необходимость государственного регулирования рыночной экономики

Страница 1

Теоретический анализ и многолетняя мировая практика свидетельствуют об объективной необходимости активного вмешательства государства в развитие экономики, базирующейся на производстве рыночного типа и свободного предпринимательства. Экономика, характеризующаяся сложной системой связей и зависимостей, без воздействия государства эффективно функционировать в долгосрочной перспективе не может. Ни в одной стране (и это признается известными учеными Запада) не существует «чистой» рыночной экономики, более того, в мире никогда не было такой экономической системы. Единственным исключением, но с множеством оговорок, можно признать Англию XIX века.

Широкое распространение теорий экономического либерализма, проповедовавшего полное невмешательство государства в хозяйственную деятельность предпринимателей и функции рынка, под влиянием объективных обстоятельств и прежде всего катастрофических масштабов последствий кризиса 1929—1933 гг. сменилось столь же широким распространением теорий государственного регулирования экономики.

Под влиянием экономического кризиса почти одновременно в разных странах были предложены не только теории, но и конкретные пути и методы государственного воздействия на экономику преимущественно с помощью финансово-бюджетной и денежно-кредитной политики. Многие ученые предложили концепции, которые можно рассматривать как различные варианты государственного регулирования рыночной экономики. Теоретическим обоснованием необходимости государственного вмешательства в экономику стала работа Дж.М.Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», вышедшая в

1936 г. Именно Дж.М.Кейнс считается основоположником теории государственного вмешательства в экономику, и с его именем связано развитие основных моделей государственного регулирования. Вопрос о роли государства в рыночном хозяйстве всегда вызывал споры у западных экономистов. В зависимости от исходных теоретических постулатов или идеологических воззрений речь идет о большей или меньшей вовлеченности государства в экономические процессы. Вопрос, насколько действительно нуждается хозяйство в участии государства, представляет собой одну из нерешенных проблем экономической теории. По мнению В.Варга, «концептуально взгляды относительно роли государства до сих пор варьируются в диапазоне от рассмотрения его лишь как «ночного сторожа» с минимально необходимым набором функций до утверждений о необходимости государства как органа (или механизма), который практически все регулирует и всем распоряжается». В обществе существуют проблемы, решение которых оказывается рынку не под силу из-за присущих ему недостатков. Представители различных школ, лучшие экономисты западных стран, анализируя действие рыночных сил, вскрыли ряд таких недостатков. Более того, государство берет на себя обеспечение некоторых необходимых общественных услуг, без которых немыслима жизнь общества и которые не могут быть выполнены частным предпринимательством. Государство появилось, когда люди осознали, что «дело каждого — ничье дело».

В последнем, четырнадцатом, издании популярного учебников «Экономикс», вышедшем в 1992 г., П.Самуэльсон и У.Норд-хауз, рассматривая несовершенство рыночного механизма, называют два основных существенных недостатка рынка, портящих идиллическую картину совершенной конкуренции, допускаемой теорией «невидимой руки». К ним относятся, во-первых, несовершенство конкуренции, во-вторых, внешние факторы. Оба недостатка рынка, по их мнению, базируются на одном обстоятельстве: результат действия рыночного механизма таков, что цены не отражают действительных предельных издержек и предельной полезности для общества. Ученые допускают, что если какая-либо фирма выступает монополистом на определенном рынке, то она может поднять цены на свои товары выше уровня предельных издержек. Потребители в этом случае покупают меньше товаров, чем они приобрели бы в условиях совершенной конкуренции, в результате возникают перекосы. Такие явления типичны ввиду неэффективности рынка, при несовершенной конкуренции. Внешние факторы, вызывающие несовершенство рыночного механизма, возникают тогда, когда не учитываются побочные результаты производства или потребления. Например, когда предприятие загрязняет воздух, то расположенным рядом домам наносится ущерб, а жители страдают от заболеваний.

Ученые обнаружили, что дискриминация и сегментированный рынок труда могут привести к неравным возможностям найма, порождая экономическую неэффективность и социальное неравенство. Совершенная конкуренция при соблюдении принципа Laissez-Faire (свободной игры рыночных сил) может привести к массовому неравенству, недоедающим детям, которые вырастают, чтобы воспроизвести таких же недоедающих детей, к увековечиванию неравенства в доходах и богатстве из поколения в поколение. Или, если изначально богатство, природные способности, образование и обучение оказались распределенными достаточно равномерно, совершенная конкуренция может привести к обществу, характеризуемому равенством зарплаты, доходов и имущества. Рассмотрим и сравним государственное вмешательства и направления правительственной политики.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Главные категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru