Доходы бюджета
- это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.
Доходы бюджетной системы РБ являются достоянием всего населения, проживающего на территории республики. Доходы бюджетов всех уровней контролируются и регулируются представительными и исполнительными органами власти, образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
К налоговым доходам
относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
К неналоговым доходам
относятся:
· доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
· доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;
· средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, иные суммы принудительного изъятия;
· доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
· иные неналоговые доходы.
Налоги являются главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных и муниципальных расходов. Так, в структуре доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан налоговые доходы составляют 70-80 %.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ все налоги подразделяются на 3 уровня: федеральные, региональные
и местные налоги
.
Уровень федеральных налогов
представляют:
· налог на добавленную стоимость;
· акцизы;
· налог на доходы физических лиц;
· единый социальный налог;
· подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий и др.
К числу региональных
относятся:
· налог на имущество предприятий;
· налог с продаж;
· единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности и др.
К местным налогам
относятся:
· налог на имущество физических лиц;
· земельный налог;
· регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;
· сбор за право торговли;
· целевые сборы с граждан и предприятий;
· учреждений на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели.
В то же время отнесение налога к тому или иному уровню налоговой системы не означает, что доход от него целиком поступает в соответствующий уровень бюджетной системы. Так, доходы республиканского бюджета РБ формируются за счет отчислений, как от федеральных, так и от региональных налогов. Подобная картина складывается и при формировании доходной части бюджетов районов и городов, сел и поселков республики.
Федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты, называются регулирующими доходами бюджетов. Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50 % от сумм доходов бюджетной системы РФ, собираемых на территории субъектов РФ.
Сегодня Республика Башкортостан среди 89 субъектов РФ занимает одно из лидирующих позиций, как по объему своего консолидированного бюджета, так и по вкладу доходов в федеральный бюджет. Она является одним из немногочисленных доноров-регионов бюджетной системы РФ, входит в число 12 субъектов РФ, формирующих 2/3 доходов федерального бюджета. Например, в федеральный бюджет налогоплательщиками республики в 2000 г. было перечислено 13,1 млрд. руб., в 2001 г. - 23,2 млрд. руб. При этом объем консолидированного бюджета республики в 2000 г. составил 42,8 млрд. руб., в 2001 г. - 33,8 млрд. руб.
Бюджетный дефицит и государственный долг
государственный бюджет налог Оценка состояния государственных финансов определяется соотношением доходов и расходов государственного бюджета. Превышение расходов по государственному бюджету над доходами называется бюджетным дефицитом. Он является следствием несбалансированности государственных фина ...
Анализ рентабельности продаж
Рентабельность продаж рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции или чистой прибыли к сумме полученной выручки. Данный показатель определяется как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции: Rпр = Ппр / Впр ∙ 100; Rпрч = ЧП / Впр ∙ 100, где Rпр – рентаб ...
Характеристика проблем, выявленных в результате анализа ипотечного кредитования
В рамках действующей государственной программы ипотечного кредитования воздействие кредитных рисков на бюджетно-налоговую сферу может привести к быстрому превышению объема имеющихся в том или ином регионе ресурсов. В настоящее время региональные агентства продают кредиты федеральному агентству на у ...