Финансовая аналитика » Бюджет Республики Башкортостан » Особенности доходов бюджета РБ, его структура

Особенности доходов бюджета РБ, его структура

Доходы бюджета

- это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.

Доходы бюджетной системы РБ являются достоянием всего населения, проживающего на территории республики. Доходы бюджетов всех уровней контролируются и регулируются представительными и исполнительными органами власти, образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.

К налоговым доходам

относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

К неналоговым доходам

относятся:

· доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

· доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;

· средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, иные суммы принудительного изъятия;

· доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

· иные неналоговые доходы.

Налоги являются главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных и муниципальных расходов. Так, в структуре доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан налоговые доходы составляют 70-80 %.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ все налоги подразделяются на 3 уровня: федеральные, региональные

и местные налоги

.

Уровень федеральных налогов

представляют:

· налог на добавленную стоимость;

· акцизы;

· налог на доходы физических лиц;

· единый социальный налог;

· подоходный налог (налог на прибыль) с предприятий и др.

К числу региональных

относятся:

· налог на имущество предприятий;

· налог с продаж;

· единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности и др.

К местным налогам

относятся:

· налог на имущество физических лиц;

· земельный налог;

· регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

· сбор за право торговли;

· целевые сборы с граждан и предприятий;

· учреждений на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели.

В то же время отнесение налога к тому или иному уровню налоговой системы не означает, что доход от него целиком поступает в соответствующий уровень бюджетной системы. Так, доходы республиканского бюджета РБ формируются за счет отчислений, как от федеральных, так и от региональных налогов. Подобная картина складывается и при формировании доходной части бюджетов районов и городов, сел и поселков республики.

Федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты, называются регулирующими доходами бюджетов. Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы РФ, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ налоговые доходы бюджетов субъектов РФ должны составлять не менее 50 % от сумм доходов бюджетной системы РФ, собираемых на территории субъектов РФ.

Сегодня Республика Башкортостан среди 89 субъектов РФ занимает одно из лидирующих позиций, как по объему своего консолидированного бюджета, так и по вкладу доходов в федеральный бюджет. Она является одним из немногочисленных доноров-регионов бюджетной системы РФ, входит в число 12 субъектов РФ, формирующих 2/3 доходов федерального бюджета. Например, в федеральный бюджет налогоплательщиками республики в 2000 г. было перечислено 13,1 млрд. руб., в 2001 г. - 23,2 млрд. руб. При этом объем консолидированного бюджета республики в 2000 г. составил 42,8 млрд. руб., в 2001 г. - 33,8 млрд. руб.

Это интересно:

Сущность и назначение финансового планирования в современных условиях
Механизм стандартных процедур позволяет своевременно выявлять возможные отклонения фактических показателей деятельности от бюджетных цифр и своевременно предотвращать несанкционированное бюджетным заданием расходование материальных, финансовых и трудовых ресурсов предприятия. Контроль исполнения бю ...

Инвестиционный потенциал регионов России
Распределение регионов по рейтингу инвестиционного потенциала показывает, что наибольший вклад в его формирование вносят факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности: инфраструктурная освоенность территории, инновационный потенциал и интеллектуальный потенциал населения. Н ...

Показатели эффективности использования оборотных средств
Эффективное использование оборотных средств играет большую роль в обеспечении нормальной работы предприятия, в повышении уровня рентабельности производства. Степень эффективности использования оборотных средств характеризуется следующими основными показателями: коэффициент оборачиваемости; длительн ...

Главные категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru