Распределение денежных доходов
и расходов
страны между федеральным бюджетом
, бюджетами субъектов
федерации и муниципальными бюджетами
с учетом источников поступлений средств и расходов для удовлетворения потребностей федерального, субфедерального и муниципального уровней.
Это многоуровневая бюджетная система
государства, при которой каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом
и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий.
Данный термин употребляется не только в отношении государств
, имеющих федеративное устройство, но и в отношении унитарных государств
, поскольку характеризует главным образом экономический аспект межбюджетных отношений. Бюджетный федерализм в странах с федеративным устройством имеет определенную специфику и представляет собой форму функционирования бюджетной системы, которая базируется на соблюдении следующих основных принципов:
1)
равноправие всех членов федерации
в их финансовых взаимоотношениях с центром, допускающее при определенных условиях выбор того или иного типа взаимоотношений членов федерации с центральным бюджетом при соблюдении законодательно установленных режимов этих отношений;
2)
разграничение сфер деятельности и ответственности между федеративным центром и членами федерации, т.е. фактическое разграничение сфер финансированиярасходов за счет бюджетов того или иного уровня; при этом может иметь место устанавливаемое законодательно как наличие права финансировать какие-либо расходы вне пределов компетенциитого или иного уровня власти, так и отсутствие такого права;
3)
самостоятельность бюджетов различных уровней, предполагающая, что каждый из них имеет самостоятельные источники финансирования и право самостоятельно принимать решения о направлениях использования бюджетных средств. При этом может иметь место как закрепление тех или иных объектов налогообложенияза центром или членами федерации, так и наличие права центра и членов федерации на налогообложение
одних и тех же объектов.
Таблица 1. Теоретическое представление о распределении расходных полномочий и функций между уровнями бюджетной системы
|
Статья расходов, функция |
Политика, стандарты и контроль |
Осуществление управления |
Комментарии |
|
Оборона |
Ф |
Ф |
Выгоды и издержки общенационального масштаба |
|
Международные отношения |
Ф |
Ф |
-//- |
|
Природные ресурсы |
Ф |
Ф,Р,М |
Способствует развитию внутреннего рынка |
|
Окружающая среда |
Ф,Р,М |
Р,М |
Возможны выгоды и издержки общенационального, регионального или местного масштаба |
|
Промышленность и сельское хозяйство |
Ф,Р,М |
Р,М |
Значительные межрегиональные внешние эффекты |
|
Образование |
Ф,Р,М |
Р,М |
Трансферты в “натуральной” форме |
|
Здравоохранение |
Ф,Р,М |
Р,М |
-//- |
|
Социальное обеспечение |
Ф,Р,М |
Р,М |
-//- |
Экономические основания российского федерализма
Классификации российских регионов по их экономическому положению и перспективам Существенное влияние на положение дел в субъектах Российской Федерации оказало неодинаковое системное проявление кризисных явлений 90-х гг., когда регионы изначально имели разные стартовые экономические условия. В резул ...
Налоговая реформа 1998 года в Турции
Нынешняя налоговая система Турции сложилась в ходе более чем 75–летних преобразований, являвшихся составной частью европеизации политических и социально–экономических институтов, их эволюции из полуфеодальных и шариатских в рыночные и светские. Турецкие налоги в республиканский период неоднократно ...
Взаимосвязь денежного оборота с системой рыночных отношений
В условиях рыночной экономики денежный оборот опосредует всю совокупность рыночных отношений в хозяйстве (рис. 2). Несмотря на то, что рыночные отношения по своей сути являются денежными, систему рыночных отношений можно разделить на две большие сферы: товарно-денежного рынка и нетоварного рынка. О ...