Распределение денежных доходов
и расходов
страны между федеральным бюджетом
, бюджетами субъектов
федерации и муниципальными бюджетами
с учетом источников поступлений средств и расходов для удовлетворения потребностей федерального, субфедерального и муниципального уровней.
Это многоуровневая бюджетная система
государства, при которой каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом
и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий.
Данный термин употребляется не только в отношении государств
, имеющих федеративное устройство, но и в отношении унитарных государств
, поскольку характеризует главным образом экономический аспект межбюджетных отношений. Бюджетный федерализм в странах с федеративным устройством имеет определенную специфику и представляет собой форму функционирования бюджетной системы, которая базируется на соблюдении следующих основных принципов:
1)
равноправие всех членов федерации
в их финансовых взаимоотношениях с центром, допускающее при определенных условиях выбор того или иного типа взаимоотношений членов федерации с центральным бюджетом при соблюдении законодательно установленных режимов этих отношений;
2)
разграничение сфер деятельности и ответственности между федеративным центром и членами федерации, т.е. фактическое разграничение сфер финансированиярасходов за счет бюджетов того или иного уровня; при этом может иметь место устанавливаемое законодательно как наличие права финансировать какие-либо расходы вне пределов компетенциитого или иного уровня власти, так и отсутствие такого права;
3)
самостоятельность бюджетов различных уровней, предполагающая, что каждый из них имеет самостоятельные источники финансирования и право самостоятельно принимать решения о направлениях использования бюджетных средств. При этом может иметь место как закрепление тех или иных объектов налогообложенияза центром или членами федерации, так и наличие права центра и членов федерации на налогообложение
одних и тех же объектов.
Таблица 1. Теоретическое представление о распределении расходных полномочий и функций между уровнями бюджетной системы
|
Статья расходов, функция |
Политика, стандарты и контроль |
Осуществление управления |
Комментарии |
|
Оборона |
Ф |
Ф |
Выгоды и издержки общенационального масштаба |
|
Международные отношения |
Ф |
Ф |
-//- |
|
Природные ресурсы |
Ф |
Ф,Р,М |
Способствует развитию внутреннего рынка |
|
Окружающая среда |
Ф,Р,М |
Р,М |
Возможны выгоды и издержки общенационального, регионального или местного масштаба |
|
Промышленность и сельское хозяйство |
Ф,Р,М |
Р,М |
Значительные межрегиональные внешние эффекты |
|
Образование |
Ф,Р,М |
Р,М |
Трансферты в “натуральной” форме |
|
Здравоохранение |
Ф,Р,М |
Р,М |
-//- |
|
Социальное обеспечение |
Ф,Р,М |
Р,М |
-//- |
Состав денежных потоков
Движение денежных средств, получаемых и расходуемых предприятием в наличной и безналичной форме, называют в финансовом менеджменте денежными потоками. Эти потоки бывают двух видов: положительные и отрицательные. Положительные потоки (притоки) отражают поступление денег на предприятие, отрицательные ...
Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в РФ
Под федерализмом понимается способ государственного управления, при котором органично сочетаются интересы всего государства с интересами отдельных его частей, обеспечивается единство и целостность страны при соблюдении самостоятельности территорий в решении вопросов, включенных в их компетенцию.[1] ...
Монетарная теория
Монетаризм - экономическая теория, в соответствии с которой денежная масса, находящаяся в обращении, играет определяющую роль в стабилизации и развитии рыночной экономики. Основоположником монетаризма является создатель чикагской школы, лауреат Нобелевской премии 1976 г. М. Фридмен. Монетаризм возн ...