Финансовая аналитика » Российский бюджетный федерализм и его взаимосвязь с центральными и региональными уровнями власти » Бюджетный федерализм в развитии региональных экономик

Бюджетный федерализм в развитии региональных экономик

Страница 5

Одной из главных причин усиления вертикальной несбалансированности бюджетной системы России стало то, что реформирование бюджетной системы в 90-е годы сопровождалось более быстрой централизацией расходов на уровне Федерация - субъекты по сравнению с децентрализацией доходов.

Горизонтальное выравнивание осуществляется с помощью систем бюджетных отчислений, предполагающих формирование трансфертных фондов. Разработка механизма формирования и распределения фондов в целях выравнивания налогового потенциала является непростой политико-экономической задачей, требующей общего согласия и учета интересов не только бедных, но и богатых регионов. При этом страны обычно не стремятся к полному выравниванию налогового потенциала регионов, опасаясь усиления иждивенческих тенденций и ослабления стимулов к расширению собственных бюджетных поступлений. Для решения этой задачи обычно приходится создавать довольно сложные математические конструкции, учитывающие объективные возможности и потребности региональных бюджетов. Характерно, что специфические особенности отдельных регионов не могут приниматься во внимание, так как не укладываются в математические формулы.

В перспективе задача бюджетного регулирования не должна сводиться только к формированию бездефицитных бюджетов. Необходимо, обеспечив на постоянной основе более рациональное распределение видов налогов полностью или в долях между звеньями бюджетной системы, поддерживать посредствомотчислений от регулирующих налогов и трансфертов минимально необходимый (средний на душу населения) уровень доходной части бюджетов тех территорий, где по объективным причинам недостаточен налоговый потенциал; предоставить право вводить на местах территориальные надбавки в определенных пределах к соответствующим федеральным ирегиональным налогам и сборам; производить компенсацию (через субсидии или путем передачи части налогов) потерь доходов и роста расходов, вызванных решениями вышестоящих органов власти; осуществлять выравнивание развития все в большей степени отстающих территорий через субвенции - целевые дотации.

Основу бюджетного федерализма составляет конституционное разграничение полномочий или предметов ведения между федерацией или центром и ее субъектами. Разграничение может носить как форму закрепления тех или иных сфер за соответствующим уровнем правительства, так и определения сферы компетенции одного из уровней и сфер совместного ведения (как это имеет место в Конституции РФ

). (Федерализм

: Энцикл. слов.-М., 1997)

Таблица 2. Теоретическое представление о распределении налогов между уровнями бюджетной системы

Вид налога

Определение

Сбор и управление

Комментарии

Налоговой базы

Налоговой ставки

Таможенные пошлины

Ф

Ф

Ф

“Неэффективный” налог

, доля которого в развивающихся странах высока

Налог на прибыль

Ф

Ф

Ф

Мобильная налоговая база

, стабилизационный инструмент

Налог на доход физических лиц

Ф

Ф,Р,М

Ф

Перераспределительный, стабилизационный инструмент, мобильная налоговая база

Многоуровневый налог с продаж

(НДС

)

Ф

Ф

Ф

Децентрализованное управление трудноосуществимо, если ставки и базы различаются в регионах

Акцизы

Р,М

Р,М

Р,М

Налогообложение по месту производства предотвращает экспорт налогов

Налог

на недвижимость

Р

М

М

Иммобильная налоговая база

, оплата по принципу получаемых выгод

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Функции органов федерального казначейства
В соответствии с задачами, возложенными на казначейство, Главное управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации: 1) организует бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета и финансовое исполнение государственных (федеральных) внебюджетных фондов, исходя из ...

Организация бюджетного процесса в Российской Федерации
Планирование и утверждение федерального бюджета за прошедшие 2009,2010,2011 года. ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год" 1. Утвердить основные характеристики федерального бюджета на 2009 год, определенные исходя из прогнозируемого объема валового внутреннего продукта в размере 40 420,0 мл ...

Лимит наличных денежных средств
Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. "О дополнительных мерах по ограничению налично-денежного обращения"[1][1] установлено, что предприятия, организации и учреждения (включая организации торговли) независимо от их организационно-правовой формы: - обязаны хранить свои денежные средства ...

Главные категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru