Финансовая аналитика » Российский бюджетный федерализм и его взаимосвязь с центральными и региональными уровнями власти » Бюджетный федерализм в развитии региональных экономик

Бюджетный федерализм в развитии региональных экономик

Страница 4

Только после того, как распределена ответственность за расходы и стал известен их общий объем на каждом уровне государственной власти и местного самоуправления, следует приступать к разработке системы закрепления налогов и перераспределения доходов между различными звеньями бюджетной системы. Поэтому закрепление ответственности за финансирование различных видов государственных расходов и формирование взаимоотношений по исполнению расходной части бюджетов является первым важным шагом в процессе совершенствования системы межбюджетных отношений.

В закреплении бюджетных полномочий между уровнями системы основная проблема заключается в вопросе о том, власти какого уровня должны обеспечивать выполнение различных государственных функций по финансированию расходов и предоставлению услуг. У каждого региона имеются свои специфические социально-экономические интересы, заключающиеся в создании и развитии социальной сферы обитания, нормальном функционировании территориальной инфраструктуры. В соответствии с этими интересами органы власти субъектов Федерации и должны проводить свою социально-экономическую политику, расходовать финансовые средства, в том числе и средства региональных бюджетов.

Разграничение бюджетных полномочий между уровнями бюджетной системы не может ограничиваться распределением статей расходов. Оно должно включать разработку процедур установления и реализации нормативов бюджетного обеспечения социальных гарантий и механизмов, формирования системы критериев оценки развития регионов, обеспечивающей финансирование приоритетных и высокоэффективных региональных и межрегиональных программ, и многие другие аспекты, связанные с реализацией принципов бюджетного федерализма.

Разграничение доходов между бюджетами должно осуществляться в полном соответствии со структурой полномочий, определяющих функциональные обязанности каждого органа власти. Кроме того, разграничение доходов между бюджетами разных уровней необходимо провести таким образом, чтобы региональные и местные органы власти имели постоянно закрепленные источники бюджетных поступлений, на которые они смогли бы реально влиять и использование которых обеспечивало бы наибольшую степень возвратности налогов через социальные и другие услуги, предоставляемые жителям соответствующих территорий.

Цель государственного регулирования доходов региональных бюджетов состоит в таком распределении налогов между территориальными звеньями бюджетно-финансовой системы Российской Федерации, которое гарантировало бы нормативную часть расходов, законодательно закрепленную за каждым из этих звеньев, и свело бы тем самым к минимуму необходимость дополнительного распределения между ними финансовых средств.

Достижение вертикальной сбалансированности - первый этап выравнивания бюджетной системы. Даже при равенстве совокупных доходов и расходов бюджетов на субнациональных уровнях, как правило, сохраняются существенные различия в бюджетном положении отдельных регионов и территорий. Часто это обусловлено не зависящими от местных властей факторами, например: уровнем экономического развития, хозяйственной специализацией, численностью и плотностью населения, урбанизацией, наличием природных ресурсов, природно-климатическими особенностями зоны и т. д. Практически все страны принимают меры по сглаживанию бюджетных различий. Это осуществляется путем повышения налогового потенциала (доходности бюджета) регионов и территорий до соответствующих средних уровней либо посредством выравнивания фактического объема расходов по конкретным направлениям государственной социальной политики.

Однако в Российской Федерации при примерно равном распределении расходов междуфедеральным и консолидированными бюджетами субъектов бюджетные доходы, относимые к ведению Федерации и ее субъектов, соотносятся в пропорции 82:18. Долевое распределение федеральных налогов меняет это соотношение на 51:49, а различные формы межбюджетной помощи - на соотношение 47:53 в пользу субъектов. Огромные масштабы перераспределительных процессов свидетельствуют о сильной вертикальной несбалансированности бюджетной системы. Используя для оценки этой несбалансированности общепринятый в мире коэффициент бюджетной самостоятельности бюджетов субнационального уровня, можно отметить, что Россия по этому показателю занимает одно из последних мест среди федеративных государств.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Порядок оценки остатков незавершённого производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных
Под незавершенным производством (далее - НЗП) понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности, то есть не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом. В НЗП включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги. К НЗП относятся ...

Состав денежных потоков
Движение денежных средств, получаемых и расходуемых предприятием в наличной и безналичной форме, называют в финансовом менеджменте денежными потоками. Эти потоки бывают двух видов: положительные и отрицательные. Положительные потоки (притоки) отражают поступление денег на предприятие, отрицательные ...

Выводы
По итогам проведенного анализа можно сделать следующие выводы. При анализе структуры баланса было выявлено увеличение стоимости имущества на 19,1%. Чтобы охарактеризовать это изменение необходимо сравнить темп роста имущества с изменением объема продаж по данным отчета о прибылях и убытках (см.Прил ...

Главные категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru