В ближайшее время на заседании правительства предполагается рассмотреть вопрос о комплексе мер по совершенствованию пенсионной системы, подготовка которого поручена трем министерствам – Минздравсоцразвития, Минэкономразвития и Минфину РФ. И как часто бывает, у каждого из этих министерств есть своя точка зрения на то, каким путем продвигать пенсионную реформу. Кроме того, у профессиональных участников фондового рынка, задействованных в реформе (управляющих компаний и пенсионных фондов), есть свои предложения по развитию рынка пенсионных услуг. Основная проблема, которую госчиновникам придется решать, заключается в том, что, с одной стороны, Пенсионный фонд РФ уже в настоящее время испытывает дефицит средств для финансирования выплат текущих пенсий, а в дальнейшем этот дефицит будет только расти, а с другой стороны – существует достаточно большой объем ресурсов, представляющих собой накопительную часть пенсий (средства, переданные в управление «Внешэкономбанка»), которые приносят доход ниже уровня инфляции, т.е. попросту обесцениваются. /9/
Минздравсоцразвития РФ предлагает дать возможность гражданам отказаться от накопительной части пенсий в пользу страховой
В предложениях, подготавливаемых Минздравсоцразвития, одной из центральных тем является тема повышения уровня пенсионного обеспечения нынешних пенсионеров, при этом ставится цель обеспечить выплаты пенсионерам на уровне не ниже прожиточного минимума в регионе. Учитывая же тот факт, что выплата пенсий Пенсионным фондом РФ (ПФР) даже на текущем уровне при существующей схеме поступления средств в фонд является непосильной задачей, которую он сейчас решает за счет подпитки из федерального бюджета, становится понятным, что достичь поставленных целей, можно лишь увеличив поступления в ПФР.
По мнению руководства Минздравсоцразвития, добиться этого можно, изменив финансовые потоки, в частности, увеличив долю поступлений в страховую систему за счет соответствующего снижения объема накопительной части пенсии. В министерстве считают, что при введении обязательного накопления средств на пенсию в 2002 году застрахованным лицам не была предоставлена возможность отказаться от такого способа зарабатывания пенсии. Только возможность выбрать негосударственный пенсионный фонд (НПФ), частную управляющую компанию (УК), либо по умолчанию – доверить средства пенсионных накоплений государственной управляющей компании. В итоге, как известно, 95 % застрахованных не проявили интерес к новым открывшимся возможностям преумножения средств пенсионных накоплений и предпочли остаться «молчунами». Отчисляемые в их пользу средства вкладываются через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) в государственные ценные бумаги, доходность по которым не обеспечивает рост средств пенсионных накоплений выше уровня инфляции, что ведет к их постепенному обесцениванию. Обсуждаемую второй год идею разделить средства «молчунов» между частными компаниями, не спрашивая мнения застрахованных лиц, Минздравсоцразвития России не поддерживает. В качестве альтернативного варианта, министерство предлагает, начиная с 2008 г., вообще отказаться от передачи средств «молчунов» в управление «Внешэкономбанку», а учитывать их на лицевых счетах в Пенсионном фонде с начислением процентов на уровне доходности государственной управляющей компании от ранее сформированных накоплений «молчунов», но не ниже инфляции. При этом суммы поступающих накопительных взносов «молчунов» направлялись бы на две цели: на обеспечение перевода накоплений в негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании (УК) по выбору застрахованных лиц, а также на выплату текущих пенсий. Последнее может заменить финансирование дефицита Пенсионного фонда за счет средств федерального бюджета, который наполняется в том числе за счет продажи все тех же государственных ценных бумаг.
Совершенствование налога на прибыль организаций
Изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее по тексту – Кодекс) в 2008 году, предусматривали следующее: - начиная с 1 января 2009 года, ставка налога на прибыль организаций снижена с 24 процентов до 20 процентов; - в четвертом квартале 2008 года, вопреки общему правилу и не ...
История становления налоговой политики России
Затрагивая анализ налоговой политики России, хотелось бы начать с истории. Налоговая политика формировалась с появлением налога, который берёт своё начало из Древних Египта, Рима и Греции. Первыми налогами были налоги на базовые ценности: землю, скот, работников. Другой источник налоговых поступлен ...
Проблема соединения федерализма с правовым государством
В число важнейших принципов федеративных отношений входят принципы верховенства федеральной Конституции по отношению ко всем иным правовым актам, принимаемым как федеральными, так и региональными органами власти, а также приоритета федеральных законов над законодательством субъектов Федерации. Эти ...