Финансовая аналитика » Механизм проведение выездной проверки налоговых органов » Выемка документов

Выемка документов

Страница 1

При отказе налогоплательщика добровольно выдать документы проводится выемка документов, причем допускается вскрытие помещений, сейфов.

Выемка документов осуществляется на основании постановления, которое может быть утверждено руководителем налогового органа как предварительно, так и по итогам выемки.

По общему правилу, изымаются только копии документов. В ряде случаев это требование не соблюдается, и производится изъятие подлинных документов. При изъятии подлинников налоговые органы снимают с них копии и передают лицу, у которого они изымаются. Изъятые документы должны быть описаны и перечислены в акте выемки или в прилагаемых к нему описях. При этом должны быть приведены наименование, количество, признаки, позволяющие индивидуализировать изъятый документ.

Налогоплательщик может удостовериться в том, что изъятые документы пронумерованы, прошнурованы, скрепить их своей подписью и печатью, сделать необходимые замечания, а также потребовать представления копии акта об изъятии документов.

Встречаются случаи изъятия оригиналов всех документов, что, по существу, парализует нормальную хозяйственную деятельность налогоплательщика. В судебной практике имеются примеры признания судами незаконными действий (бездействия) по невозврату изъятых документов.

Выемка документов, так же как и ряд других действий, в том числе осмотр, оформляются протоколом и проводятся с обязательным присутствием понятых (они не должны быть должностными лицами налоговых органов).

Налоговые органы вправе истребовать связанные с деятельностью налогоплательщика документы у лиц, владеющих соответствующей информацией о проверяемом налогоплательщике, для сопоставления полученной информации с данными, отраженными в документах проверяемого налогоплательщика (встречная проверка). Эти документы необходимы налоговым органам для выяснения, например, факта совершения сделки, полноты оприходования продукции (выручки) у проверяемого ими налогоплательщика.

При этом лицо, обладающее информацией о налогоплательщике, и сам налогоплательщик могут состоять на учете в разных налоговых органах. Исходя из этого встречные проверки могут проводиться как налоговым органом, непосредственно осуществляющим проверку, так и по мотивированному запросу о проведении встречной проверки налоговым органом, в котором поставлено на учет лицо, с которым связана деятельность проверяемого налогоплательщика.

Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Нарушение организацией данной обязанности наказывается штрафом.

Встречная проверка может проводиться только в случае осуществления камеральной или выездной налоговой проверки.

В ходе встречной проверки проверяющий сопоставляет разные экземпляры одного и того же документа. Налоговые инспекторы проверяют содержание каждого экземпляра документа, которое в условиях правильного отражения хозяйственной деятельности должно быть идентичным. В случаях сокрытия доходов от налогообложения экземпляры одного и того же документа могут выписываться в разных вариантах либо документы оформляются лишь в одном экземпляре. При сопоставлении разных экземпляров документа могут не совпадать, например, количество товара, его цена. Отсутствие экземпляра документа в каком-то из подразделений тоже может быть признаком сокрытия доходов от налогообложения.

Сложившаяся практика определяет следующую схему проведения встречной проверки.

1. Налоговый орган, проводящий камеральную или выездную налоговую проверку, посылает запрос в инспекцию Министерства по налогам и сборам по месту регистрации контрагентов, банка или клиентов проверяемого налогоплательщика. В запросе указываются документы, необходимые для проведения камеральной или выездной налоговой проверки и подтверждения достоверности отчетности налогоплательщика.

2. Инспекция Министерства по налогам и сборам на основании решения руководителя производит истребование документов у указанных в запросе юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а при необходимости получает их письменные объяснения.

3. Истребованные документы направляются в налоговый орган, составивший запрос.

4. Производится сопоставление истребованных документов с документами и отчетностью проверяемой организации, что позволяет дать заключение о степени достоверности данных, представленных проверяемым налогоплательщиком.

5. Выявленные нарушения установленного порядка исчисления и уплаты налогов и сборов отражаются в акте камеральной или выездной налоговой проверки.

Методика взаимного контроля документов. При использовании в процессе проверки метода взаимного контроля документов производится исследование различных документов, прямо или косвенно отражающих определенные хозяйственные операции. Учет на предприятиях построен таким образом, что, как правило, информация об одних и тех же операциях отражается в различных документах, т.к. наряду с бухгалтерским есть оперативно-технический и статистический учет, кроме первичного отражения операции проводится их обобщение с различных точек зрения.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Дефицит бюджета и источники его финансирования
1. Дефицит бюджета города Магадана на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливается решением Магаданской городской Думы о бюджете с соблюдением ограничений, установленных пунктом 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.[10, ст. 18] ...

Понятие и функции лизинга
Идея разделения права владения и права собственности и извлечения выгоды из владения известна с незапамятных времен, а рождение и распространение современного лизинга еще раз подтверждает, что новое - это хорошо забытое старое. Лизинг - вид инвестиционной деятельности, по приобретению имущества и п ...

Бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты
Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы. Бюджет субъекта РФ – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджеты субъектов РФ – один из главных каналов ...

Главные категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru