Финансовая аналитика » Финансирование бюджетных учреждений » Экономическая сущность финансов бюджетных учреждений

Экономическая сущность финансов бюджетных учреждений

Страница 1

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации ст. 161 БК Бюджетное учреждение – организация, созданная органами государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально- культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера и финансируемая из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Из данного определения следует, что статус бюджетной учреждения имеет только организация, обладающая одновременно следующими признаками:

В качестве учредителей учреждения должны выступить органы государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органы местного самоуправления. Кооперативы и другие аналогичные хозяйствующие субъекты не могут создать бюджетное учреждение.

В качестве цели создания бюджетной учреждения в учредительных документах могут быть определены исключительно функции некоммерческого характера. В то время, указанное ограничение нельзя понимать так, что бюджетной учреждения запрещено оказывать платные услуги и самостоятельно получать доходы.

Основная масса бюджетных учреждений осуществляет те или иные виды платной деятельности, и получают, таким образом, средства, необходимые для своего развития. Однако получение прибыли не является и не может являться целью бюджетной учреждения. А все самостоятельно заработанные ею средства должны направляться исключительно на расширение и развитие системы услуг, для предоставления которых она создана.

- Бюджетное учреждение должна финансироваться из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, муниципального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда.

Данный признак имеет следующую особенность: само по себе получение финансирования из бюджет говорит о том, что данная организация является бюджетной. Бюджетные средства выделяются не только бюджетным организациям, но и коммерческим структурам. Это осуществляется в многочисленных формах, начиная от закупки различных товаров в государственных или муниципальных целях и кончая предоставления финансовой поддержки в виде дотаций, субвенций, субсидий и т.п.

Основным элементом финансового планирования в товариществе собственников жилья является составление годового бюджета – сметы доходов и расходов. До начала финансового года бюджетная организация обязательно составляет этот документ, по истечении отчетного периода обязательно составляется баланс исполнения сметы.

Следует обратить внимание, что только сочетание всех перечисленных признаков вместе по отношению к одной структуре дает бюджетную организацию, каждый из названных признаков сам по себе не означает, что мы имеем дело с бюджетной организацией.

Бюджетные учреждения могут классифицироваться по ряду признаков:

- В зависимости от выполняемых ими функций (т.е. по роду деятельности) бюджетные учреждения могут подразделяться в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджета.

По этому признаку можно выделить бюджетные учреждения, реализующие функции государства и, соответственно, получающие финансирование по разделам бюджетной классификации:

- государственное управление и местное самоуправление, к которому, в частности, относится Комитет РФ по финансовому мониторингу, Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами, Федеральная служба РФ по финансовому оздоровлению и банкротству, Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ;

- судебная власть, в том числе Конституционный суд, Верховный суд, суды общей юрисдикции, Высший Арбитражный суд;

- международная деятельность, посольства и представительства за рубежом и т.д.

В зависимости от источника финансирования бюджетные учреждения могут быть разделены на следующие группы:

- финансируемые за счет средств федерального бюджета;

- финансируемые за счет средств бюджетов субъектов РФ;

- финансируемые за счет средств местных бюджетов.

По источникам формирования средств бюджетные учреждения могут быть разделены на две группы:

- бюджетные учреждения, оказывающие платные услуги физическим и юридическим лицам и, соответственно, имеющие собственные источники средств;

- бюджетные учреждения, не оказывающие платные услуги физическим и юридическим лицам и, соответственно, не имеющие собственных источников средств.

Особое место финансов бюджетных учреждений в финансовой системе определяются тем положением, которые занимают бюджетные учреждения в обеспечение функций государства. Последние в значительной степени реализуются именно через бюджетные учреждения. Следует выделить следующие особенности финансов бюджетных учреждений:

- Исключительно тесная связь с бюджетом, из которого и финансируется основная часть расходов бюджетных учреждений. Любое изменение в бюджете в первую очередь отражается на финансах бюджетных учреждений. Недополучение средств бюджетом приводит к недофинансированию расходов бюджетных учреждений. Перевыполнение предусмотренных законом о бюджете соответствующего уровня поступлений приводит к дополнительному финансированию бюджетных учреждений.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Понятие сущности и особенности бюджетирования на предприятии
Планирование является средством достижения целей. В современных условиях планирование становится центральным звеном управления. Рынок не отвергает планирование. Наоборот, в конкурентной борьбе выходить на рынок со своей продукцией без заранее продуманного плана невозможно. В западной практике, гово ...

Способы сокращения внешней задолженности
Выкуп долга - предоставление стране должнику возможности выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг. Выкуп осуществляется за наличные средства со скидкой с номинальной цены в пользу должника. Иностранная валюта, необходимая для таких операций, может быть одолжена или предо ...

Проблемы налогового администрирования НДС
С начала внедрения в российскую практику НДС не утихали споры о целесообразности его использования, механизме изъятия, уровне ставок, льготах и т.д. В 2007 году удельный вес налога на добавленную стоимость в налоговых доходах федерального бюджета составил 37 %, в 2008 году - всего лишь 24 %, и это, ...

Главные категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru