Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) устанавливается гл. 26.1 НК РФ и применяется наряду с иными режимами налогообложения. Применение ЕСХН не требует принятия на уровне регионов дополнительных правовых актов.
Организации и предприниматели вправе добровольно перейти на уплату ЕСХН.
Организации, являющиеся плательщиками ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате:
налога на прибыль организаций;
налога на имущество организаций;
единого социального налога.
Предприниматели, являющиеся плательщиками ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате:
налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);
налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности);
единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат, начисляемых ими в пользу физических лиц).
Организации и предприниматели, являющиеся плательщиками ЕСХН, не признаются плательщиками НДС (за исключением таможенного НДС).
Организации и предприниматели, являющиеся плательщиками ЕСХН, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Организациями и предпринимателями, перешедшими на уплату ЕСХН, уплачиваются иные налоги и сборы.
Плательщики ЕСХН не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов.
Налогоплательщики
Плательщиками ЕСХН признаются организации и предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее переработку и реализацию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 %.
Не вправе переходить на уплату ЕСХН:
организации, имеющие филиалы или представительства;
организации и предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
организации и предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
бюджетные учреждения.
Порядок и условия начала и прекращения применения ЕСХН
Сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на уплату ЕСХН, подают в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого они переходят на уплату ЕСХН, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление.
Налогоплательщики, перешедшие на уплату ЕСХН, не вправе до окончания налогового периода перейти на иные режимы налогообложения.
Налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода.
Налогоплательщики, уплачивающие ЕСХН, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган по мест нахождения организации (месту жительства предпринимателя) не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на иной режим налогообложения.
Налогоплательщики, перешедшие с уплаты ЕСХН на иной режим налогообложения, вправе вновь перейти на уплату ЕСХН не ранее чем через один год после того, как они утратили право на уплату ЕСХН.
Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.
Порядок определения и признания доходов и расходов.
При определении объекта налогообложения учитываются следующие доходы:
1. доходы от реализации товаров (работ, услуг);
2. внереализационные доходы.
При определении объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на следующие расходы:
расходы на приобретение и изготовление основных средств; приобретение и создание нематериальных активов;
расходы на ремонт основных средств;
арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество;
материальные расходы, включая расходы на приобретение посадочного материала, биопрепаратов;
расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности;
расходы на обязательное и добровольное страхование, которые включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования;
суммы НДС по приобретенным и оплаченным налогоплательщиком товарам (работам, услугам), расходы на приобретение которых подлежат включению в состав расходов;
суммы процентов, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
расходы на обеспечение пожарной безопасности, на услуги по охране имущества;
суммы таможенных платежей, уплачиваемые при ввозе товаров и не подлежащие возврату налогоплательщикам;
другие расходы в соответствии с НК РФ.
Расходы на приобретение основных средств (ОС), а также расходы на приобретение нематериальных активов (НМА) принимаются в следующем порядке:
Налоги, взимаемые на территории Российской Федерации
Налоги являются одним из основных финансовых инструментов рыночной экономики, финансовой основой бюджетов разных уровней. Они оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, осуществление инвестиционной политики, распределение прибыли, социальное положение населения. Проведен ...
Рекомендации по совершенствованию налогообложения
Практика налогообложения прошедших лет свидетельствует о том, что у налогоплательщиков часто возникают проблемы, связанные не только с уплатой единого социального налога (ЕСН), но и с порядком его исчисления, определения налоговой базы и использования льгот [22,c.24]. В соответствии со ст. 81 Налог ...
Предпосылки создания подразделения налогового аудита
Развитие и контроль в бывшем СССР, в том числе и в Российской Федерации, многие годы и десятилетия были наглухо вмонтированы в административно-командную систему. Вместе с тем ввиду объективной необходимости последующего контроля за деятельностью любых социально-экономических (в том числе хозяйствен ...