Один из важнейших аспектов функционирования российской налоговой системы – это проблема налоговой нагрузки и ее воздействия на хозяйственную активность предприятия. И главной задачей всех налоговых реформ служит снижение налоговой нагрузки при условии компенсации выпадающих доходов, но не определены ни временные, ни нормативные рамки этого процесса.
Нуждается в уточнении и само понятие «налоговая нагрузка». Одно из мнений заключается в том, что это комплексная характеристика, которая включает:
§ количество налогов и других обязательных платежей;
§ структуру налогов;
§ механизм взимания налогов;
§ показатель налоговой нагрузки на предприятие.
При оценке количества налоговых платежей необходимо отметить, что в настоящее время в РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
В состав федеральных налогов и сборов входят:
налог на добавленную стоимость;
акцизы;
налог на доходы физических лиц;
налог на прибыль организаций;
налог на добычу полезных ископаемых;
водный налог;
сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
государственная пошлина;
В состав региональных налогов входят:
налог на имущество организаций;
налог на игорный бизнес;
транспортный налог.
К местным налогам относятся:
налог на имущество физических лиц;
земельный налог.
В РФ количественный состав налогов, уплачиваемых коммерческими организациями в качестве налогоплательщиков, определяется применяемой системой налогообложения (общая система, специальные налоговые режимы, совмещение общей системы и специальных режимов) и включает косвенные налоги (акцизы и НДС) и прямые налоги.
Прямые налоги взимаются с непосредственного владельца объекта налогообложения. Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Среди этого вида налогов наиболее известен подоходный налог, примерами могут также служить налог на прибыль, налог на имущество.
Косвенные налоги, в отличие от прямых, уплачиваются конечным потребителем облагаемого налогом товара, а продавцы играют роль агентов по переводу полученных ими в счет уплаты налога средств государству. Некоторые из них даже указываются отдельной строкой в счете на товар или на его ценнике. К таким налогам относятся налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.
В зависимости от отраслевой принадлежности вида экономической деятельности организация уплачивает налоги в расширенном или суженном составе (кроме налога на прибыль, НДС, налога на имущество, транспортного и земельного налогов недропользователи уплачивают налог на добычу полезных ископаемых, гидроэнергетики – водный налог, производители подакцизных товаров – акцизы; в строительных организациях высока доля НДФЛ и страховых взносов).
Финансовые ресурсы коммерческих организаций
Финансовые ресурсы коммерческой организации – это часть денежных средств в форме доходов и внешних поступлений, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по обеспечению расширенного воспроизводства. Финансовые ресурсы и капитал представляют собой главные объекты ...
Порядок оценки остатков незавершённого
производства, остатков готовой продукции, товаров отгруженных
Под незавершенным производством (далее - НЗП) понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности, то есть не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом. В НЗП включаются законченные, но не принятые заказчиком работы и услуги. К НЗП относятся ...
Классификация издержек производства
С позиции отдельной фирмы экономические издержки - это те затраты, которые должна нести фирма в пользу поставщика ресурсов с тем, чтобы отвлечь эти ресурсы от их применения в альтернативных производствах. Такие затраты могут быть как внешними, так и внутренними. Затраты в денежной форме, которые фи ...