Финансовая аналитика » Налоговая политика как инструмент достижения экономического роста деятельности предприятия » Особенности налогового регулирования

Особенности налогового регулирования

Страница 1

Особая роль в налогообложении отводится регулирующей (стимулирующей) функции. Именно она придает налоговым отношениям качественное содержание, позволяющее им выступать в виде комплексного экономического рычага, который активно используется государством в целях регулирования макро- и микроэкономических пропорций развития экономики, стимулирования предпринимательской деятельности, насыщения рынка товарами и экономического роста. Реализоваться эта функция должна через изменение налогового законодательства, которое призвано создавать субъектам рыночной экономики (прежде всего предприятиям) благоприятные условия для развития производства путем использования новейших технологий и активизации инвестиционной стратегии.

Регулирующее воздействие налогов на хозяйственную жизнь имеет многосторонний характер. Налоговое регулирование является одним из элементов налогового механизма. Суть его заключается в том, что любое вмешательство в ход воспроизводственных процессов должно быть экономически целесообразным и обоснованным.

Основные подходы к регулированию налоговых правоотношений в России закреплены за налоговым законодательством, которое включает в себя Налоговый Кодекс Российской Федерации, законодательные и нормативные акты РФ, субъектов РФ и органов исполнительной власти. В основу системы налогового регулирования легли методы и способы налогового регулирования. К методам налогового регулирования можно отнести следующие методы, которые успешно используются во всех странах: отсрочка налогового платежа, инвестиционный налоговый кредит, налоговые каникулы, налоговая амнистия, налоговые вычеты, выбор и установление налоговых ставок, международные договоры об избежании двойного налогообложения.

Наиболее перспективным методом налогового регулирования является инвестиционный налоговый кредит, который представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии соответствующих оснований. К ним относятся проведение организацией научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, осуществление инновационной деятельности, выполнение организацией важного заказа по социально-экономическому развитию региона. Если во втором и третьем случаях сумма кредита определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией, то при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ сумма кредита не может быть более 30% от стоимости приобретенного организацией для этих целей оборудования. Это довольно-таки слабо согласуется с возможностями предприятий малого и среднего бизнеса, являющихся основными потенциальными участниками договоров об инвестиционном налоговом кредите.

Одним из социально значимых методов налогового регулирования являются налоговые вычеты.

Выбор и установление ставки налога является отдельным методом налогового регулирования, требующим особого внимания. Именно ставка налога определяет сумму налога, который должен быть уплачен в бюджет. Понижение ставки любого налога должно быть настолько максимально, чтобы позволить хозяйствующим субъектам осуществлять свою финансово-хозяйственную деятельность без значительных потерь и получать прибыль, но при этом соблюдать и фискальные интересы государства в целом.

Методы налогового регулирования представляют собой возможность проведения налогового регулирования, на практике же налоговое регулирование может осуществляться посредством следующих способов, которые условно делятся на две взаимосвязанные сферы: налоговые льготы и налоговые санкции. Оптимальное сочетание применения этих мер позволяет в конечном итоге рассчитывать на результативность налоговой политики.

Система налоговых льгот включает в себя следующие виды льгот: отмена авансовых платежей, отсрочка платежа по заявлению, освобождение от уплаты налогов отдельных категорий налогоплательщиков, понижение налоговых ставок и так далее. Например, предприятие может воспользоваться льготой по налогу на прибыль, если валовая прибыль предприятия была направлена на стимулирование финансовых затрат на развитие производства и жилищного строительства, занятости инвалидов и пенсионеров, благотворительной деятельности. Однако сумма налога на прибыль предприятий и организаций, исчисленная с учетом вышеперечисленных льгот, не должна превышать 50% суммы налога на прибыль, исчисленного без учета льгот.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Временный управляющий: его права и обязанности
Процедуру наблюдения осуществляет временный управляющий, который назначается арбитражным судом из числа лиц, предложенных кредиторами (как конкурсными кредиторами, так и налоговыми и иными уполномоченными органами), а при отсутствии указанных предложений – из числа лиц, зарегистрированных в арбитра ...

Понятие налоговой системы. Ее элементы
налог добавленная стоимость государство реформа Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических пр ...

Учетная политика для целей налогообложения и ее формирование
С 1 января 2005 года вступила в действие Инструкция по бюджетному учету № 70н, которая предусматривает новые подходы к ведению бухгалтерского учета бюджетными организациями. Переход на новую Инструкцию по ведению бухгалтерского учета бюджетными учреждениями обусловил необходимость разработки и прим ...

Главные категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru