5. Ориентированность на стратегические цели развития предприятия.
Какими бы прибыльными не казались те или иные проекты управленческих решений в
текущем периоде, они должны быть отклонены, если они вступают в противоречие с миссией (главной целью деятельности) предприятия, стратегическими направлениями его развития, подрывают экономическую базу формирования высоких размеров прибыли в
предстоящем периоде.
С учетом содержания процесса управления прибылью и предъявляемых к нему требований формируются его цели и задачи.
Рассматривая главную цель управления прибылью, следует отметить, что она неразрывно связана с главной целью хозяйственной деятельностью предприятия в
целом и реализуется с ней в едином комплексе. С развитием теории прибыли менялись и подходы экономистов к
определению главной цели управления ею. В генезисе этой проблемы можно выделить три основных подхода.[5]
1. Классическая экономическая теория утверждала, что главной целью хозяйственной деятельности предприятия является максимизация прибыли.
Эта цель вытекала из положения А. Смита, что максимизация прибыли отдельным субъектов хозяйствования ведет к
максимизации всего общественного благосостояния [overal economic welfare]. Впервые она была четко сформулирована в 1938 году французским экономистом А. Курно и затем развита в работах представителей неоклассической школы. Реализация этой цели обеспечивалась путем достижения равенства показателей предельного дохода и предельных затрат предприятия.
Однако впоследствии эта формулировка главной цели хозяйственной деятельности предприятия была подвергнута критике многими экономистами. Так, было доказано, что максимизация прибыли далеко не всегда обеспечивает необходимые темпы экономического развития предприятия. Полученная высокая по сумме и уровню прибыль может быть полностью израсходована на цели текущего потребления, в результате чего предприятие будет лишено основного источника формирования собственных финансовых ресурсов для своего предстоящего развития (а неразвивающееся предприятие утрачивает в перспективе достигнутую конкурентную позицию на рынке, сокращает потенциал приращения собственного капитала за счет внутренних источников, что в конечном итоге приводит к снижению его рыночной стоимости).
Кроме того, высокий уровень прибыли предприятия может достигаться при высоком уровне предпринимательского риска, генерирующего угрозу банкротства. Поэтому в рыночных условиях максимизация прибыли может выступать как одна из важнейших задач хозяйственной деятельности предприятия или как критерий оценки эффективности отдельных видов его операций, но не как главная цель управления прибылью.
2. Теория устойчивого экономического роста, развиваемая многими последующими экономистами, главной целью хозяйственной деятельности выдвигает обеспечение финансового равновесия предприятия в процессе его развития.
По их мнению реализация этой цели обеспечивает длительное бескризисное развитие предприятия и
поступательное расширение объема его хозяйственной деятельности. Вместе с тем, такая цель хозяйственной деятельности предприятия, минимизируя уровень предпринимательских рисков, не позволяет реализовать в полной мере все резервы роста ее рентабельности. Кроме того, механизм реализации этой цели недостаточно связан с колебаниями конъюнктуры финансового и товарного рынков, которые изменяют параметры условий формирования прибыли конкретного предприятия при заданных темпах его экономического развития. В связи с изложенным, достижение и поддержание финансового равновесия не может рассматриваться как главная цель хозяйственной деятельности предприятия (хотя и является одной из важных задач управления прибылью).
Экономическая сущность ипотечного кредитования
Ипотека как элемент хозяйственной жизни уходит глубокими корнями в историю. Само понятие «ипотека» пришло в мировую финансово-экономическую систему из древней Греции. Его ввел архонт Солон в VI веке до н. э., предшественник солона – Драконт – ввел порядок (в 621 г. до н. э.), согласно которому любы ...
Финансовые источники возмещения издержек производства
Все затраты, связанные с производством и продажей продукции, предприятия производят, как правило, значительно раньше их возмещения из дохода за проданную продукцию. В связи с этим у предприятия постоянно возникает потребность в средствах на покупку необходимых видов сырья, основных и вспомогательны ...
Налоги, взимаемые на территории Российской Федерации
Налоги являются одним из основных финансовых инструментов рыночной экономики, финансовой основой бюджетов разных уровней. Они оказывают существенное влияние на денежное обращение, ценообразование, осуществление инвестиционной политики, распределение прибыли, социальное положение населения. Проведен ...