Прибыль предприятия представляет собой один из главных источников развития. При определении инвестиционной привлекательности компании любой инвестор обращает внимание на темпы прироста прибыли. Прибыль бывает разной: прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности и чистая прибыль. Как правило, инвестора волнует значение чистой прибыли, т.к. именно она является главным источником развития производства.
Для оценки результативности и экономической целесообразности деятельности предприятия недостаточно только определить абсолютные показатели. Более объективную картину можно получить с помощью показателей рентабельности. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия.
Термин рентабельность ведет свое происхождение от рента, что в буквальном смысле означает доход. Таким образом, термин рентабельность в широком смысле слова означает прибыльность, доходность.
Показатели рентабельности используют для сравнительной оценки эффективности работы отдельных предприятий и отраслей, выпускающих разные объемы и виды продукции. Эти показатели характеризуют полученную прибыль по отношению к затраченным производственным ресурсам. Наиболее часто используются такие показатели, как рентабельность продукции и рентабельность производства.
Рентабельность продукции (норма прибыли) – это отношение общей суммы прибыли к издержкам производства и реализации продукции (относительная величина прибыли, приходящейся на 1 руб. текущих затрат):
(2.1)
где, Ц – цена единицы продукции;
С – себестоимость единицы продукции.
Рентабельность производства (общая) показывает отношение общей суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных и нормируемых оборотных средств (величину прибыли в расчете на 1 руб. производственных фондов):
(2.2)
где, П – сумма прибыли;
ОСср – среднегодовая стоимость основных средств;
ОбСср – средние за год остатки оборотных средств.
Этот показатель характеризует эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия, отражая при какой величине использованного капитала получена данная масса прибыли.
С помощью рентабельности продукции оценивают эффективность производства отдельных видов изделий, а рентабельность производства, или общая, балансовая рентабельность, служит показателем эффективности работы предприятия (отрасли) в целом.
Повышению уровня рентабельности способствуют, увеличение массы прибыли, снижение себестоимости продукции, улучшение использования производственных фондов. Показатели рентабельности используют при оценке финансового состояния предприятия.
Таблица 4
Рентабельность ООО «ЮрСтрой»
Период(год) |
2007 |
2008 |
2009 |
Общая рентабельность, % |
17,18 |
9,19 |
5,49 |
Как мы видим по таблице на заводе происходит снижение рентабельности за два последних года, причём по информации из компетентных источников рентабельность за последний 2007г и за первое полугодие 2008 опустилась до 0. Стоит отметить что это связано прежде всего с резким ростом уровня себестоимости производимой продукции.
Особенности потребительского кредитования за рубежом
В период после второй мировой войны банки стали основными кредиторами на рынке потребительского кредита. Господствующее положение банков частично является следствием того, что они во все большей степени заинтересованы в привлечении средств отдельных лиц и семей, которые являются основным источником ...
Формы расчетов и порядок их применения в международной практике
В международных торговых отношениях большую роль играет выбор конкретной формы расчетов за поставленную продукцию, выполненные работы или оказанные услуги. В соответствии со сложившейся практикой в настоящее время применяются следующие основные формы международных расчетов: - банковский перевод; - ...
Валютный курс гривны: некоторые эффекты и ограничения
В ходе валютно-финансового кризиса 1998-1999 гг. украинская валюта обесценилась относительно доллара в 2,75 раза (из расчета декабрь 1997 г. к декабрю 1999 г.). Такое падение спровоцировало всплеск инфляции, темп которой на потребительском рынке повысился с 10,1% в 1997 г. до 20% в 1998 г. и 19,2% ...