При наличии тенденции к сокращению внешнего долга Российской Федерации и снижению долговой нагрузки на экономику Российской Федерации его структура по прежнему не является оптимальной с точки зрения управления долгом.
В структуре государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2006 года 38% обязательств приходится на рыночные инструменты, т. е. ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте. К ним относятся еврооблигации, облигации внутреннего государственного валютного займа и облигации государственного валютного займа.
При этом кредиты Правительств иностранных государств составляют 45% в общем объеме государственного внешнего долга. Управление нерыночной частью долга невозможно с использованием преимуществ текущей ситуации на финансовых рынках.
Основными задачами по управлению долгом в ближайшее время будут являться:
· сокращение объемов внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания;
· оптимизация структуры внешнего долга, увеличение доли его рыночной составляющей;
· оптимизация графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей;
· рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного ухудшения структуры долга по срокам платежей;
· повышение эффективности использования заемных средств.
До настоящего времени в Российской Федерации по существу не создано единой, целостной системы управления государственным долгом. Существенным недостатком управления государственным долгом является отсутствие законодательно закрепленных целей государственных заимствований. Вне правового регулирования остается механизм проведения операции реструктуризации, обмена долговых обязательств на инвестиции, а также конверсии и консолидации займов. Практически отсутствует согласованность в политике управления активными и пассивными долгами.
В действующем законодательстве отсутствует система ответственности за эффективность принимаемых решений при осуществлении государственной политики заимствований и управления государственным долгом и, соответственно, пределы полномочий и ответственность Правительства Российской Федерации, органов федеральной исполнительной власти, Банка России и иных банков-агентов эмитента государственных долговых обязательств. Вне рамок действующего законодательства остаются вопросы координации действий Правительства Российской Федерации и Банка России в проведении текущей долговой, денежно-кредитной и валютной политики.
Существует необходимость законодательного реформирования системы управления государственным долгом Российской Федерации и первоочередного проведения необходимых мероприятий, к которым можно отнести:
· разработку и принятие Федерального закона о внесении в Бюджетный кодекс Российской Федерации по внесению поправок в части, касающейся вопросов управления государственным долгом;
· разработку и принятие федерального закона о государственном долге Российской Федерации;
· разработку и утверждение нормативных документов, регламентирующих деятельность Внешэкономбанка в качестве агента по обслуживанию государственного внешнего долга и государственных внешних финансовых активов;
· создание единой базы данных по государственному долгу Российской Федерации;
· разработку и утверждение единого порядка ведения Государственной долговой книги Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальной долговой книги;
· разработку критериев и механизмов оценки эффективности заемной и долговой политики.
[1] Там же. – С.277
Налоговое планирование
Основным элементом налоговой политики организации является налоговое планирование. Основными целями налогового планирования являются: - оптимизация налоговых платежей; - минимизация налоговых потерь по конкретному налогу; - минимизация налоговых потерь по совокупности налогов. Результатом реализаци ...
Виды и методы оптимизации
При формировании того или иного способа налоговой оптимизации должны быть проанализированы все существенные аспекты как оптимизации, так и деятельности организации в целом. При выборе метода налогового планирования учитываются требования иных отраслей законодательства (антимонопольного, таможенного ...
Воздействие дефицита на экономическое развитие РФ
Для России проблема экономического развития имеет чрезвычайно большое значение. Достижение устойчивых темпов развития откроет возможности для решения тяжелых социальных проблем, а также сделает возможным дальнейшее научно-техническое развитие и повышение уровня конкурентоспособности отечественных п ...