Финансовая аналитика » Проблемы и тенденции развития процедуры досудебного урегулирования налоговых споров » Анализ изменений в законодательстве на основные показатели процедуры досудебного урегулирования

Анализ изменений в законодательстве на основные показатели процедуры досудебного урегулирования

Страница 1

На основании ст. 137 НК РФ каждое лицо может реализовать свое право на обжалование актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия (или бездействие) нарушают его права.

Но с 1 января 2009 г. Налоговый кодекс РФ установил особый порядок для рассмотрения споров для решений, которые вынесены по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки: о привлечении (или об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения - а именно обязательный досудебный претензионный порядок урегулирования спора между налогоплательщиком, налоговым агентом и налоговым органом.

В соответствии с п. 5 ст. 101.2 НК РФ решение налогового органа по результатам выездной или камеральной проверки может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

В связи с этим нововведением налогоплательщик утратил право одновременно обращаться для разрешения спора в налоговые органы и судебные органы.

При этом следует сказать, что досудебный порядок рассмотрения налоговых споров не распространяется на:

а) решение об отказе в зачете или возврате налога;

б) требование об уплате налога, пеней, штрафа;

в) действия (или бездействие) налоговых органов.

С этого периода в системе налоговых органов действуют сформированные внутри Федеральной налоговой службы подразделения досудебного аудита.

Как следует из письма ФНС России от 02.06.2008 N ММ-9-3/63, создание подразделений налогового аудита внутри системы налоговых органов явилось частью реализации общей государственной политики, направленной на снижение количества споров с участием государственных органов в арбитражных судах, количество которых, согласно статистическим данным, постоянно возрастало.

Цель подразделений налогового аудита должна состоять в обеспечении надлежащего рассмотрения налоговых споров на двух основных стадиях досудебного урегулирования:

- при рассмотрении возражений (разногласий) налогоплательщиков на стадии рассмотрения материалов проверки (от момента вручения акта по результатам проведенных мероприятий налогового контроля до вынесения решения);

- при рассмотрении заявлений и жалоб налогоплательщиков на действия (бездействие) налоговых органов (должностных лиц), а также на ведомственные акты ненормативного характера.

Следует напомнить, что такие подразделения в системе налоговых органов появились в 2006 г., которые и занимались "досудебным" разрешением налоговых споров между налогоплательщиками и налоговыми органами. На соответствующие подразделения региональных управлений ФНС России возлагаются следующие функции:

- рассмотрение жалоб физических и юридических лиц на акты нижестоящих налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц в связи с осуществлением налоговыми органами полномочий, установленных нормативно-правовыми актами различного уровня;

- подготовка по запросу ФНС России заключений по жалобам;

- рассмотрение возражений (разногласий) налогоплательщиков по актам повторных выездных налоговых проверок, назначенных и проведенных данным управлением ФНС России, по результатам которых подготавливается экспертное заключение об обоснованности (необоснованности) доводов налогоплательщика.

Аналогичными функциями, за исключением функции по рассмотрению жалоб, наделены отделы налогового аудита в межрегиональных, межрайонных и территориальных налоговых инспекциях.

Однако в период глобальной реорганизации центрального аппарата ФНС в феврале 2007 г. их ликвидировали. "Реинкарнация" объясняется "производственной" необходимостью.

Решение о создании независимых подразделений налогового аудита внутри ФНС стало реакцией Минфина на заявление Президента Путина о "налоговом терроризме". Новые отделы ФНС должны проверять обоснованность жалоб налогоплательщиков на результаты налоговых проверок и пытаться урегулировать споры до суда. Кроме того, "аудиторы" будут отсеивать явно проигрышные для государства судебные иски и готовить более качественную доказательную базу по делам, которые ФНС сейчас зачастую проигрывает из-за слабой юридической квалификации ее сотрудников.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Нормативно-правовое регулирование
Необходимость проведения черты, разделяющей понятия Затраты на производство и Валовых расходов предприятия возникла после принятия нового Закона Украины о налогообложении прибыли предприятий. Развитие экономики Украины, необходимость обоснования и отражения финансовых результатов деятельности предп ...

Cистема налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) устанавливается гл. 26.1 НК РФ и применяется наряду с иными режимами налогообложения. Применение ЕСХН не требует принятия на уровне регионов дополнительных правовых актов. Организации и предприниматели вправе добровольно перейти на уплату ЕСХН. Организации, ...

Методы администрирования НДС
Экономическое содержание НДС как вида универсального налога, лишенного кумулятивного эффекта, проявляется через конкретные методы его исчисления. К настоящему времени экономической наукой разработано четыре метода расчета НДС: прямой аддитивный или бухгалтерский; косвенный аддитивный метод, метод п ...

Главные категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru