Финансовая аналитика » Проблемы и тенденции развития процедуры досудебного урегулирования налоговых споров

Проблемы и тенденции развития процедуры досудебного урегулирования налоговых споров

В условиях реализации в Российской Федерации налоговой реформы особые требования предъявляются к совершенствованию работы налоговых органов, внедрению приоритетных стандартов государственных услуг, административных регламентов, формированию эффективно работающего механизма разрешения споров между гражданином и государством за счет совершенствования административных процедур.

Взаимоотношения между налоговыми органами, налогоплательщиками и иными обязанными субъектами нередко основываются на началах неравенства участников налоговых правоотношений, их субординационном характере. Однако не следует противопоставлять их интересы, поскольку налоговые органы и государство в целом, с одной стороны, и налогообязанные субъекты - с другой, в конечном итоге заинтересованы в поддержке друг друга. Противопоставление их интересов является прежде всего результатом непроработанности правового механизма их взаимоотношений. В связи с этим очевидно, что действующая налоговая система нуждается в эффективном механизме урегулирования налоговых споров и установлении баланса интересов публичного и частного характера.

Налоговый спор как итог противопоставления таких интересов, по сути, следует рассматривать как нежелательное явление, но если оно имеет место, то государство должно принимать меры по его урегулированию.

Механизмом досудебного урегулирования налоговых споров в настоящее время является налоговый аудит.

В финансово-экономической сфере традиционно под налоговым аудитом принято понимать выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов экономического субъекта с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты экономическим субъектом налогов и других платежей в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды.

Такое определение закреплено в методике аудиторской деятельности “Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами”, утвержденной Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 11 июля 2000 г.

Однозначное определение налогового аудита как механизма досудебного урегулирования налоговых споров в настоящее время в научной литературе отсутствует.

В связи с появлением в 2006 г. Концепции развития налогового аудита в системе налоговых органов, утвержденной Распоряжением ФНС России 1 сентября 2006 г. № 130@, можно говорить о налоговом аудите как об отдельной категории налогового права, которая определяет механизм досудебного урегулирования налоговых споров.

В рамках Концепции было принято решение о создании в структуре налоговых органов подразделений налогового аудита.

Отделы налогового аудита в системе органов ФНС призваны решать возникающие споры между налоговиками и налогоплательщиками, не доводя дело до суда. Одновременно предполагается, что наличие нового контролирующего звена в структуре органов ФНС позволит в будущем предупреждать возникновение подобных ошибок.

Сейчас можно говорить о первых результатах и возникших проблемах в деятельности отделов налогового аудита в структуре органов ФНС России.

Тем не менее, в связи с тем, что данное структурное подразделение сформировано совсем недавно, монографий и учебной литературы, описывающей и анализирующей деятельность отделов налогового аудита в структуре органов ФНС России, еще не издано.

В настоящее время имеется только ограниченное количество статей в экономических и юридических журналах (чаще всего направленных на анализ деятельности какого-либо территориального отдела налогового аудита), статей, анализирующих всю систему налогового аудита в структуре органов ФНС России еще нет.

Таким образом, актуальность темы дипломного исследования обусловлена не только необходимостью четкого представления о параметрах работы отделов налогового аудита при органах ФНС России, но и необходимостью разработки перспективных направлений решения уже сложившихся проблем и тех проблем, которые могут появиться в связи с необходимостью расширения деятельности этих органов.

Основной целью данной дипломной работы является анализ деятельности отделов налогового аудита в системе органов ФНС России. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

1. Рассмотрена история становления налогового аудита органов ФНС в России;

2. Показано нормативно-правовое регулирование налогового аудита органов ФНС в России;

3. Показаны особенности налогового аудита органов ФНС в России;

4. Проанализированы проблемы и перспективы развития налогового аудита органов ФНС в России;

5. Проведен анализ практики налогового аудита органов ФНС в России;

6. Определены возможности и пути дальнейшего совершенствования системы налогового аудита органов ФНС в России;

7. Показано влияние на экономику страны системы налогового аудита органов ФНС в России;

8. Разработаны предложения по совершенствованию системы налогового аудита органов ФНС в России.

В процессе выполнения дипломной работы использовались методы анализа, синтеза, системно-структурный, сравнительный, логический, структурно-функциональный, формально-юридический, метод правового моделирования.

Положения и выводы работы основываются на изучении Конституции Российской Федерации, Налогового кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, а также иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок досудебного разрешения налоговых споров.

Это интересно:

Проблемы, возникающие при оценке кредитоспособности заемщика и пути их решения
Важную роль в регулировании кредитных отношений ОАО «Сбербанк России» играет оценка кредитоспособности заемщика на этапе выдачи кредита (второй этап кредитного процесса), так как хороший анализ финансового состояния заемщика на стадии начальных отношений с заемщиком, чем на стадии сопровождения кре ...

Финансовый и инвестиционный циклы в промышленности и отраслевые особенности бюджетного процесса
Структура сводного бюджета предприятия и технология бюджетного планирования очень во многом определяются отраслевой принадлежностью. Это обуславливается спецификой хозяйственных операций и цикла воспроизводства компаний различных отраслей: промышленных предприятий, банков, торговых фирм, организаци ...

Управление распределением и использованием прибыли
Эффективность политики управления прибылью предприятия определяется не только результатами ее формирования, но и характером ее распределения. Распределение прибыли[8] представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предпр ...

Главные категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru