Финансовая аналитика » Инфляция и роль Банка России в стабилизации денежного обращения » Опыт зарубежных стран по регулированию уровня инфляции

Опыт зарубежных стран по регулированию уровня инфляции

Страница 3

В настоящее время в России развернулись оживленные дискуссии о целесообразности инфляционного таргетирования, которое уже в какой-то степени используется ЦБ РФ, однако весьма неэффективно. В этой связи интересен опыт именно развивающихся стран.

Среди развивающихся стран Чили первой прибегла к инфляционному таргетированию. Прежде чем провести таргетирование инфляции, в Чили провели несколько подготовительных мероприятий. В 1989 г. был разработан новый Закон о Центральном банке Чили, вступивший в силу в 1990 г. Закон наделил центральный банк независимостью и сделал одной из его конечных целей ценовую стабильность. Была достигнута сбалансированность налогово-бюджетной политики: с 1991 по 1997 г. государственный бюджет сводился с профицитом. После череды банковских кризисов в 80-х годах были введены новые стандарты банковского регулирования и надзора, по качеству сопоставимые со стандартами промышленно развитых стран. На инфляционные ориентиры стали полагаться только после успешного начального сокращения инфляции.

В результате снижения инфляции с двухзначных до однозначных цифр инфляционный ориентир приобрел статус цели денежно-кредитной политики. Антиинфляционная политика была разбита на два этапа: первый этап состоял в сокращении инфляции, второй – в удержании её на постоянном уровне. Официальный переход произошел только на втором этапе в 1999 г. Помимо инфляционного ориентира проводился мониторинг и таргетировалось несколько показателей:

– гэп между фактическим и потенциальным ВВП, который отражал текущий и проектный деловой цикл;

– гэп в совокупных доходах и расходах (или дефицит текущего счета платежного баланса);

– темп прироста ВВП, безработицы, а также реальной и номинальной заработной платы;

– денежное предложение и временная структура рыночных процентных ставок;

– бюджетный дефицит.

Кроме того, был введен жесткий контроль над движением капитала, действовавший на протяжении всех 90-х годов. Это позволило снизить волатильность иностранных инвестиций, увеличить их срок, сделало страну более защищенной от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры.

Что касается использования инфляционного таргетирования для управления инфляцией в России, то на наш взгляд, ЦБ РФ пока не может его эффективно использовать ввиду невыполнения следующих условий: во-первых, независимость ЦБ РФ носит по-прежнему во многом формальный характер; во-вторых, не достигнуты открытость и транспарентность денежно-кредитной политики; в-третьих, согласно исследованиям, до сих пор отсутствует доверие к денежным властям; в-четвертых, инструментарий денежно-кредитной политики ЦБ РФ не способен обуздать инфляцию, которая в РФ носит немонетарный характер.

Интересным для России является и опыт Японии, с точки зрения, развития внутреннего производства. Японская модель базировалась на следующих основных принципах. Во-первых, это примат задач развития производства над другими задачами, в том числе над финансовой стабилизацией, а также отказ от слепого следования законам так называемого свободного рынка (например, отказ от рекомендаций послевоенной Японии ориентироваться, при отсутствии у неё собственного сырья и наличия мощной квалифицированной рабочей силы, прежде всего, на развитие трудоемких отраслей).

Так, сразу после окончания войны Япония оказалась перед дилеммой: либо целиком сосредоточиться на преодолении тогдашней гиперинфляции, либо первоначально сосредоточить усилия на восстановлении разрушенного войной производства. Японское правительство выбрало второй путь. Восстановление производства проводилось путем предоставления последнему дешевых и целенаправленных кредитов особенно через образованный в 1947 г. Банк по финансированию восстановления (при угрозе жестких санкций предприятиям в случае не целевого использования кредитов). В результате к 1949 г., году проведения «шоковой терапии», японское промышленное производство по различным отраслям было восстановлено на 80–100%, В последующие годы японское государство играло огромную роль в проведении такой инвестиционно-структурной политики, которая способствовала формированию всего спектра отраслей, присущих индустриально-развитым странам, с все большим упором на приоритетное развитие наукоемких производств.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Структура медицинского страхования в РФ
Медицинское страхование — это форма социальной защиты населения, заключающаяся в предоставлении медицинской помощи за счет территориальных и федеральных фондов, создаваемых страховыми компаниями из взносов граждан. При наличии полиса медицинского страхования человеку предоставляется определенный в ...

Финансы и бюджет: проблемы и решения
3 апреля 2006 года состоялось расширенное заседание коллегии Министерства финансов Российской Федерации «Об итогах исполнения федерального бюджета в 2005 году и задачах органов финансовой системы на 2006 год». Новая идеология бюджетного планирования и достигнутая динамика развития экономики страны ...

Анализ денежной массы как элемента финансовой системы Российской Федерации
Таблица 2.2. Денежная масса (национальное определение), млрд. рублей Исследование и сравнение денежной массы (национальное определение) по состоянию на октябрь 2005-2006 годов. В таблице 2.2. «Денежная масса (национальное определение)» представлена информация об объеме, структуре и динамике денежно ...

Главные категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru