Методология бюджетирования на предприятии основывается на встречном планировании – проекты бюджетов разрабатываются самими подразделениями с последующей корректировкой службами аппарата управления. На предприятии одновременно составляется два бюджета: один – текущий квартальный бюджет, второй – среднесрочный годовой бюджет.
Сводный бюджет предприятия составляется на основе трех бюджетов первого уровня – операционного и финансового. Операционный бюджет основывается на прогнозировании будущих доходов и расходов от текущих операций. Финансовый бюджет – планирование баланса денежных поступлений и расходов, т.е. баланса оборотных средств и текущих обязательств для поддержания финансовой устойчивости предприятия.
Выходными результатами бюджетного процесса являются плановые формы сводной финансовой отчетности:
- отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках). Схема формирования показателей отчета о финансовых результатах представлена в приложении 1.
- отчет о движении денежных средств
- отчет об инвестициях
- баланс - итоговая форма, объединяющая результаты основных бюджетов, составляющих сводный бюджет предприятия.
Стадии бюджетного процесса предприятия представлены на рис. 10.
|
Составление сводного бюджета отчетного периода |
|
Контроль исполнения бюджета отчетного периода |
|
План-факт анализ исполнения бюджета отчетного периода |
Рис. 10. Стадии бюджетного процесса предприятия
Операционный бюджет состоит из ряда бюджетов второго уровня:
- бюджет продаж
- бюджет закупок
- бюджет постоянных расходов.
На стадии исполнения сводного бюджета предприятия производится контроль исполнения бюджета, предназначенный для анализа и оценки эффективности управления ресурсами, затратами, обязательствами предприятия в течение бюджетного периода.
Цель разработки консолидированного бюджета торгово-производственной компании может быть представлена следующим образом (рис. 11.).
Основными характеристиками торгово-производственной компании как экономической системы являются:
1) наличие множества факторов системы, объединенных функциональными связями;
2) функциональные взаимосвязи параметров системы определяют особенности изменения системы под воздействием внешних факторов. Совокупность внешних воздействий лежит в основе разработки консолидированного бюджета на текущий период;
3) организационная структура является управляемой системой. При этом субъектом управления является его планово-аналитическое подразделение, ответственное за разработку консолидированного бюджета;
4) поскольку в управлении существенную роль играет субъективный элемент, то необходим критерий принятия управленческих решений на текущий бюджетный период.
Контроль исполнения осуществляется одновременно:
- самими подразделениями, отвечающими за выполнение бюджетного задания, для самостоятельной корректировки оперативной деятельности подразделения с целью наилучшего исполнения бюджета
- управленческими службами аппарата управления, ответственными за разработку тех или иных показателей сводного бюджета, для централизованной корректировки оперативной деятельности подразделений.
На заключительной стадии бюджетного цикла проводится план-факт анализ исполнения сводного бюджета. Проведение план-факт анализа имеет две основные цели – плановую и контрольно-стимулирующую.
Нормирование оборотных средств
Нормируемые оборотные средства - оборотные средства, которые обеспечивают непрерывность производства и способствуют эффективному использованию ресурсов. Это производственные запасы, расходы будущих периодов, незавершенное производство, готовая продукция на складе. Денежные средства, отгруженная про ...
Проблемы и перспективы
налоговой политики России
Данные аспекты налоговой политики предусматриваются в бюджетном послании президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2012-2014 годах от 29.06.2011г., т.к. налоговая политика является составной частью бюджетной политики. В среднесрочной перспективе должно быть обеспечено решение следующих ...
Виды налоговой политики
Правильное исчисление налогов, своевременная их уплата в соответствии с законодательно установленными сроками обеспечивает отсутствие претензий со стороны налоговых органов в виде взыскания недоимки, штрафных санкций, пеней и позволяет обозначить такое действие налогоплательщика, как нейтральную на ...