Финансовая аналитика » Налоговая система России » Особенности функционирования современной налоговой системы РФ

Особенности функционирования современной налоговой системы РФ

Страница 1

В 2005 году ситуация с количеством установленных налогов изменилась – оно заметно уменьшилось. Осталось всего 14 официальных налогов. Согласно ФЗ РФ от 01 июля 2005 года №78-ФЗ к федеральным налогам и сборам относятся 9 налогов.

Налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья, налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц создают основу финансовой базы государства.

Таким образом, из перечня федеральных налогов с 1 января 2005 года исключены: налог на доходы от капитала, возможность установления которого была определена Кодексом, однако он фактически входил в состав налога на доходы физических лиц или организаций; таможенная пошлина, которая теперь регулируется нормами Таможенного кодекса РФ; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; лесной налог; экологический налог; федеральные лицензионные сборы; налог на наследование или дарение.

На данный момент к региональным налогам и сборам относятся 3 налога [Приложение 1, Таблица 1].

Таким образом, исключены не применяемые налоги - налог на недвижимость; дорожный налог; налог с продаж.

К местным налогам и сборам относятся 2 налога [Приложение 1, Таблица 1].

Таким образом, с 1 января 2005 года из перечня местных налогов исключены налог на рекламу и налог на наследование или дарение. Следовательно, последний местный налог, связанный с хозяйственной деятельностью организаций и предпринимателей - налог на рекламу - прекращает свое существование. Теперь рекламная деятельность сможет облагаться специфическими налогами только с помощью применения специального налогового режима в виде ЕНВД к стационарным рекламным носителям. Местным органам власти остаются только два рычага прямого формирования местного бюджета, и оба этих рычага прямо связаны с недвижимостью.

Бюджетное устройство РФ предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании - это отчисления от федеральных налогов. Согласно этому признаку налоги делятся на закрепленные и регулирующие налоги. Закрепленные и регулирующие налоги полностью или в твердо фиксированном проценте на долговременной основе поступают в нижестоящие бюджеты.

Регулирование налоговых доходов является инструментом, предназначенным для выравнивания доходов региональных и местных бюджетов или обеспечения их доходами на исполнение переданных им функций. Серьезное преимущество регулирующих доходов по сравнению с финансовой помощью заключается в том, что регулирующие налоги и сборы непосредственно связаны с налоговой базой конкретного муниципального образования, кроме того, технически, зачисление регулирующих доходов гораздо проще получения, например, дотации. Если нормативы отчислений от регулирующих налогов и сборов закреплены на постоянной основе, то частично решается проблема самостоятельности регионального или местного бюджета. Это право (закрепления на постоянной основе) предоставлено субъектам РФ.

Государственная пошлина, имея федеральный статус, обычно полностью зачисляется в местные бюджеты. Налог на прибыль организаций в твердой доле делится соответственно между федеральным и региональными бюджетами, а из них перечисляется в местные бюджеты. Акцизы распределяются между бюджетами, в зависимости от обстоятельств, включая финансовое положение отдельных территорий, проценты отчислений могут меняться, налог на добавленную стоимость полностью поступает в федеральный бюджет, а подоходный налог с физических лиц – в региональный. Нормативы утверждаются ежегодно при формировании федерального бюджета. Хотя налог на имущество юридических лиц является региональным налогом, законодательно установлено, что половина его поступлений направляется в местные бюджеты.

Таким образом, к регулирующим налогам в России мы можем отнести почти все основные налоги (кроме НДС и налога на доходы физических лиц).

Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве. Она базируется на соответствующих законодательных актах государства, которыми устанавливаются конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяются элементы налога. К ним относятся:

Страницы: 1 2

Это интересно:

Регулирование отрасли государственными органами управления и основные проблемы отрасли
Главной целью развития металлургической промышленности России, определенной в комплексе мер по развитию отрасли на период до 2011 года, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2002 № 1228-р, является превращение отрасли в динамично развивающуюся, высокотехнологичную, ...

Государственная финансовая политика РФ на современном этапе
В «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2011 год» в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации предусматривался рост потребительских цен в диапазоне 6,58%. Поставленной цели по общему уровню инфляции соответствовала базовая ...

Анализ денежной массы как элемента финансовой системы Российской Федерации
Таблица 2.2. Денежная масса (национальное определение), млрд. рублей Исследование и сравнение денежной массы (национальное определение) по состоянию на октябрь 2005-2006 годов. В таблице 2.2. «Денежная масса (национальное определение)» представлена информация об объеме, структуре и динамике денежно ...

Главные категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru