Финансовая аналитика » Налоговое регулирование в сфере предпринимательства в РК » Экономическое содержание и инструменты налогового регулирования

Экономическое содержание и инструменты налогового регулирования

Страница 1

Государственное регулирование экономики опирается на соответствующие рычаги управления. Одним из этих рычагов выступают налоги. Это объясняется тем, что вмешательство в экономическую жизнь предполагает не только издание государственных нормативных актов, определяющих правила ведения предпринимательской деятельности, но и непосредственное изъятие у хозяйствующих субъектов части имеющихся у них имущества и средств с целью возврата его в хозяйство, правда, со смещением отраслей и социальных групп населения. Таким образом налоги играют важную роль в процессе перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода. В ходе распределения и перераспределения ВВП реализуются фискальная и регулирующая функции налогов. Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику. Однако именно применительно к налогам забота государства об обеспечении себя и своей деятельности необходимыми ресурсами, с одной стороны, и забота об активном влиянии на экономику, с другой стороны, выглядят как весьма разные вещи. В этом смысле мы отчетливо наблюдаем в налогах два не только различных, но и противоположных начала, которые лежат в основе функций налогов.

Руководствуясь причиной обеспечения ресурсами, государство стремится мобилизовать через инструмент налогов максимально возможные объемы финансовых средств. Оно готово пройти в этом стремлении на явную несправедливость по отношения к плательщику: изъять у него часть ресурсов, необходимых для нормального воспроизводства, переложить тяжесть налогового бремени с истинного владельца доходов и имущества на покупателя его продукции и услуг, допустить двойное обложение и т.д.

Другое начало налогов сообразуется с регулирующим воздействием государства на экономику. В данном случае налог по направленности своего воздействия становится сродни государственному финансированию: он направляет ход предпринимательской деятельности в то русло, которое представляется наиболее целесообразным с точки зрения интересов общества в целом. Соответственно налоговый механизм в этом случае строится на совершенно иных принципах по сравнению с теми, когда требуется обеспечить гарантированное поступление государственных доходов. Здесь акцент смещается в сторону стимулирования плательщика к определенным действиям, и государство ради достижения нужного ему воздействующего эффекта готово пойти на временную потери части налоговых средств, что особенно ярко появляется в предоставлении всевозможных льгот по налогам.

Из всего сказанного можно сделать следующий вывод: налоги обеспечивают регулирование государством хода экономических процессов путем предоставления государству необходимых для выполнения регулирующей функции средств, а так же благодаря специальному налоговому механизму, обеспечивающему направление развития производство в нужное обществу русло.

Возможность использования налогов в качестве инструмента государственного финансового регулирования вытекает их самой природой налогов, их внутренней сущности и функций. Налоги, являясь экономической категорией, представляют собой совокупность специфических производственных отношении по поводу перераспределения национального дохода в пользу государства и выполняют прежде всего фискальную функцию. Мобилизации части национального дохода вызывает постоянное соприкосновение государства и участников процесса производства, что обеспечивают ему реальные возможности влиять на экономику страны в нужном направлении. В связи с этим можно утверждать, что налоги выполняют и регулирующую функцию, в процессе реализации которой осуществляется стимулирование, ограничение, санкционирование. Две вышеназванные функции выражает сущностную сторону налогов, являются их объективным свойством. Интересно отметить, что развитие теории налогов шло по пути обоснования прежде всего фискальной функции. По мере развития налогов стала обосновываться их регулирующая функция. Ад. Вагнер в 1890 г. выдвинул социально-политическую теорию, согласно которой налоговая политика должна преследовать не только фискальные, но и социально-политические цели. Наряду с ближайшей, чисто финансовой целью налога,- писал он,- может быть различаема и поставлена еще другая цель, осуществлять с помощью налога регулирующие вмешательства, в общем так, чтобы произошло изменение в том распределении, которое происходит в условиях свободного обмена. Регулирующим образом можно вмешиваться также и в употребление отдельного дохода и имущества. Вагнер является сторонником расширения вмешательства государства в хозяйственную жизнь. По мнению Вагнера, налоги могут исправлять неравномерность в распределении народного богатства в любом обществе. Продолжая свои мысли, он говорил, что налог является не только фискальным инструментом, но и средством для сознательного воздействие хозяйственную жизнь. Налоговые отношения несут на себе отпечаток противоречии между экономическим базисом и политической надстройкой. Государство как высший законодательный орган в праве устанавливать любые виды налогов и любой механизм их взимания.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Анализ финансового состояния организации и его оценка
Анализ финансового состояния и платежеспособности ОАО "Рубежевичи" проводился в соответствии с требованиями постановления Министерства финансов и Министерства экономики Республики Беларусь от 27.12.2011 г. № 140/206 "Об утверждении Инструкции о порядке расчета коэффициентов платежесп ...

Формы и виды денег
На протяжении истории деньги принимали различную форму. На определенном этапе развития наибольшее распространение в качестве всеобщего эквивалента получили металлы. Сначала это было железо, на смену которому пришли медь, серебро, золото. Последнее и получило наибольшее распространение – в основном ...

Предложения по укреплению последующего государственного финансового контроля
В сфере исполнительной власти контроль за исполнением доходной части бюджета возложен на Министерство по налогам и сборам Российской Федерации, которое имеет свои региональные подразделения во всех субъектах Российской Федерации, городах и районах (в т.ч. и межрайонные). И опыта работы им не занима ...

Главные категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru