Финансовая аналитика » Налоговое регулирование в сфере предпринимательства в РК » Экономическое содержание и инструменты налогового регулирования

Экономическое содержание и инструменты налогового регулирования

Страница 3

Таким образом, налоговое регулирование на практике сводится, с одной стороны, к изменению условии воспроизводства посредством воздействия на совокупный спрос, а с другой – связано со стимулирующим воздействием на плательщика. Необходимо отметить также, что налоговое стимулирование имеет две стороны воздействия – поощрительную и ограничительную. Поощрительная сторона налогообложения проявляется прежде всего через механизм налоговых льгот, когда плательщик, совершая предусмотренные налоговым законодательством действия, получает возможность оставить у себя часть подлежащих уплате средств. Ограничительная

сторона, напротив, позволяет плательщику оставить у себя часть платежа или избежать его полностью, если он не совершает тех или иных действий. Обе эти стороны стимулирующего воздействия налога взаимна дополняют друг друга, а в отдельных случаях переходят одна в другую. Например, применение механизма необлагаемого минимума и необлагаемого дохода, с одной стороны, является ограничением, а с другой выступает и определенным поощрением, так как суммы, находящиеся в этих пределах, не облагается налогом.

Рассматривая экономическую природу и внутреннее содержание процесса налогового регулирования, мы рассматривали налог в качестве целостного объекта. В этом смысле общее понятие «налог» представляет собой не более чем научную абстракцию. На практике государственное регулирование экономики, и прежде всего регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляется через налоговую систему по средствам совершенно конкретных инструментов.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, вводимых государством, методов их исчисления и уплаты, а также способов распределения налогов между различными уровнями управления.

Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Как инструменты перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода они оказывают влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций, пропорций и темпов экономического роста. Принцип обратной связи налогов может иметь свою эффективность только при условии современного принятия соответствующих мер налогового регулирование. Тем не менее налоги являются важнейшим средством антициклического развития страны, стимулирования ускоренного подъема экономически отсталых районов и поддержки социальной сферы. Большое влияние на развитие экономики оказывает структура налогов, а так же задачи, которые решает государство в конкретный исторический период при провидении налоговой политики.

Регулируя экономические процессы, государство использует при воздействии на экономические интересы производителей прямые налоги, в частности налоги на доходы. Немаловажное значение имеет выбор субъекта, или плательщика, налога. Плательщик является существенным и, ели можно так выразиться, основным элементом налога, который учитывается при построении налогового механизма. Последующие функциональные элементы налога используется уже в рамках конкретного плательщика. Субъект налогообложения не всегда совпадает с носителем налога, т.е. лицом, которое реально несет на себе тяжесть налогового бремени.

Не признавая того или иного субъекта в качестве налогоплательщика, государство выводит из-под дальнейшего влияния налогов целый пласт хозяйствующих единиц и тем самым предоставляет им в зависимости от своей налоговой политики большие возможности для развития. Такими единицами могут стать не только предприятия и отросли, но и целые сферы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Содержание кредиторской задолженности
Кредиторская задолженность представляет собой вид обязательств, характеризующих сумму долгов, причитающихся к уплате в пользу других лиц. Понятие кредиторской задолженности вытекает из норм гражданского права об обязательствах (Статьей 288 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Поэтому в широко ...

Счетная палата Российской Федерации как высший орган государственного финансового контроля
Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета в Конституции Российской Федерации (ст. 101-103) предусмотрено создание Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации такого внешнего по отношению к исполнительной власти контролирующего органа как ...

Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности
Составление бюджетной отчетности регламентируется гл. 9 БК РТ. Главные распорядители средств бюджета Республики Татарстан главные администраторы доходов бюджета Республики Татарстан, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета Республики Татарстан составляют сводную бюджетную ...

Главные категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru