Финансовая аналитика » Налоговое регулирование в сфере предпринимательства в РК » Экономическое содержание и инструменты налогового регулирования

Экономическое содержание и инструменты налогового регулирования

Страница 4

Согласно казахстанскому налоговому законодательству плательщиками являются все юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты РК. Отдельные категории освобождаются от конкретных налогов только в порядке предоставления налоговых льгот, а не путем зафиксированного в законе исключения из числа плательщиков.

Достаточно важным по масштабам и значимости элементом налогового механизма является объект налогообложения.

Это один из важнейших инструментов налогового регулирования. С его помощью налоговое бремя так же, как и в случае с плательщиками налогов, дифференцируется по отдельным хозяйствующим субъектам. Разница заключается в масштабах дифференциации.

Объектом налогообложения могут служить доход, имущество, цена товара и услуги, на которые начисляется налог, добавленная стоимость. В настоящее время общей чертой большинства налоговых систем является материально-денежный, а не личностный характер объектов налогообложения. Использование в качестве объекта налогообложения физического лица утратило свое значение, практически этот вид налога нигде не используется. Объект налогообложения не всегда совпадает с источником взимания налога, т.е. доход, из которого выплачивается налог.

Различие между налогами, для которых объект и источник совпадают, и налоги, для которых они отличаются, может служить классификационным признаком при разделении налогов по видам.

Согласно законодательству РК объектами обложения являются доходы юридических и физических лиц, движимое и недвижимое имущество, земля, операции с ценными бумагами, добавленная стоимость, некоторые виды товаров и услуг, виды деятельности, импорт товаров, доходы недропользователей и т.д.

Всякие налоговые ставки, устанавливаемые государством, увеличивают непосредственно издержки производства, а также косвенные расходы – через рост заработной платы. Это уменьшает возможностей накопления, а следовательно и инвестирование, что тормозит рост производства и снижает предложение. Рассматриваемая теория базируется на «кривой Лаффера», показывающей, что один и тот же доход от налогов могут дать два различных уровня налогообложения – низки и высоки. Например, нулевой доход государство получает в том случае, когда ставка налога (Т) равна 0 или 100%. В условиях 100%-ной налоговой нагрузки производство будет «задавлено» и в скором времени прекратится.

График Лаффера предполагает, что для определенного предела (T`) повышение нормы обложение увеличивает сумму доходов бюджета, так как еще не затрагивает побудительных мотивов экономических агентов рынка.

Рисунок 1. График Лаффера

Теоретически предполагается существование некой оптимальной ставки налога (Т`), способной обеспечить максимальный доход государству (Дmax) и в то же время создающей максимальный стимулирующий эффект для рентабельных предприятий.

Из теории «экономики предложения» следует, что для содействия росту производства товаров государство не должно устанавливать чрезмерно высокую налоговую ставку, что ослабит или вообще подорвет мотивацию к расширению производства, снизит заинтересованность предприятия в конечных результатах производства продукции.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Обзор денежного рынка Российской Федерации
Анализ денежного рынка Российской Федерации по состоянию на 1.10.2006 года. Рассмотрение и обоснование обзора денежного рынка по состоянию на 1 октября 2006 года. Таблица 2.1. Денежный обзор, млн. рублей Итак, анализируя таблицу 2.1. можно сказать, что чистые иностранные активы органов денежно-кред ...

Распределение сумм единого налога между бюджетами различных уровней, внебюджетными фондами
В связи с вступлением в силу с 1 января 2003 г. главы 26.3 НК РФ «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» сфера регулирования субъектов РФ значительно сузилась. Сейчас регионы обладают правом вводить в действие единый налог, определять в пр ...

Мониторинг реализации ведомственных целевых программ
Мониторинг реализации ведомственных целевых программ должен быть одним из базовых мероприятий аудита результативности бюджетных расходов в системе главных распорядителей бюджетных средств. На основе данных мониторинга принимаются решения о проведении контрольных мероприятий и оформляются отчеты об ...

Главные категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru