Финансовая аналитика » Налоговое регулирование в сфере предпринимательства в РК » Действующий механизм налогового регулирования предпринимательской деятельности

Действующий механизм налогового регулирования предпринимательской деятельности

Страница 1

Как уже отмечалось нами выше, среди экономических рычагов, при помощи которых государство может воздействовать на формирование рыночной экономики, важная роль отводится налогам, Рыночное развитие любого государства предполагает широкое использование налоговой политики в качестве регулятора важных сторон жизни государства, и особенно экономики. Находящихся в совершенно разных экономических условиях (например, один базируется на производстве товаров, а другой специализируется на оказании посреднических услуг), считаем не совсем целесообразным. В условиях экономического кризиса, спада производства, инфляции, государство должно использовать политику протекционизма по отношению к отечественным производителям, активно применять инструменты налогового регулирования для содействия выходу из кризиса, созданию условий для развития различных форм бизнеса. Ужесточение налогового бремени в таких условиях не могло привести к положительному результату.

Анализ изменений произошедших в налоговой системе Республики Казахстан в 2012 году позволяет сделать вывод о их преимущественно фискальном характере. Между тем несмотря на столь решительные меры удельный вес налоговых поступлений в ВВП в 2012 году снизился до 8,4% против 14,8% в 2011 году. Жесткая налоговая политика привела к так называемой "налоговой ловушке", когда несмотря на высокие ставки налогов поступления от них снижаются в результате сокращения базы обложения (отсутствия дохода), ухода части предприятий в нелегальный бизнес и сокрытия доходов от налогообложения.

Исходя из этого, в качестве основных целей налоговой реформы в Республике Казахстан в последующие этапы были выдвинуты:

1. стимулирование рыночных отношений, а именно активная поддержка предпринимательства;

2. удовлетворение только разумных потребностей государственной бюджетной системы;

3. стимулирование индивидуальных налогоплательщиков во вложение получаемых доходов в предпринимательскую деятельность.

4. подведение широкой законодательной базы под налогообложение;

5. создание механизма защиты доходов от двойного, тройного налогообложения;

6. достижение определенной справедливости в налогообложении.

Главной целью налоговой реформы стало снижение налогового бремени через сокращение действовавших налогов и платежей, а также обеспечение единого применения налоговых правил на всей территории страны. Этой цели было подчинено принятие нового налогового законодательства Указа Президента Республики Казахстан, имеющего силу закона "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 24 апреля 1995 года. Вышеуказанный законодательный акт (в обиходе налоговый кодекс), был введен в действие с 1 июля 1995 года. В его разработке принимали участие представители и эксперты международных организаций: МВФ, Международной налоговой программы, ОЭСР, Гуверовского института Стэндфорского университета, Гарвардского университета США и др.

Согласно нового налогового законодательства на территории республики функционировало 13 видов налогов (вместо 43), которые сгруппированы с учетом особенностей устройства унитарного государства и звеньев бюджетной системы на две группы: общегосударственные и местные налоги и сборы. На данный 2012 г. действует новый налоговый кодекс с изменениями и дополнениями. Согласно новому кодексу функционирует 13 видов налогов, сборов и плат. Наряду с сокращением количества налогов и сборов, еще одной особенностью нового налогового законодательства явился переход от налогообложения прибыли юридических лиц к налогообложению дохода. На наш взгляд, это значительный шаг вперед в построении налоговых отношений государства с юридическими лицами. В условиях развития различных форм собственности, и прежде всего частной, заслуживает внимания переход к единой базе обложения юридических лиц и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Индивидуальные предприниматели и хозяйствующие субъекты подведены под общую основу - единый порядок исчисления налога на основе определения совокупного годового дохода (СГД).

В действующем законодательстве не предусматривается отдельных льгот или исключений для субъектов малого предпринимательства, кроме некоторого различия в порядке и сроках уплаты, поэтому с целью анализа функционирования инструментов налогового механизма, рассмотрим в отдельности механизм налогообложения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц субъектов малого бизнеса.

К индивидуальным предпринимателям для целей налогообложения относятся физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Субъектами индивидуального предпринимательства по закону могут быть только физические лица, то есть граждане Республики Казахстан, граждане иностранных государств и лица без гражданства, причем последние вправе приобретать такие же права и несут те же обязанности в сфере частного предпринимательства, какие предусмотрены законодательством для граждан Республики Казахстан.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Порядок обжалования результатов выездной налоговой проверки
Законодательство предусматривает два порядка обжалования результатов выездной налоговой проверки: досудебный и судебный. Как показывает практика, в настоящее время налогоплательщики редко используют право на досудебное обжалование решений налоговых органов в вышестоящий налоговый орган, а сразу под ...

Определение стоимости заемного капитала предприятия
В процессе своей деятельности предприятие использует заемные средства, получаемые в виде: долгосрочного кредита от коммерческих банков и других предприятий, выпуска облигаций, имеющих заданный срок погашения и номинальную процентную ставку. В первом случае стоимость заемного капитала равна процентн ...

О проблеме надежности статистической базы при оценке темпов инфляции
Для того чтобы бороться с таким явлением, как инфляция, его нужно, прежде всего, количественно охарактеризовать. Международное бюро труда (МОТ), Международный Валютный Фонд (МВФ), Организация экономического сотрудничества (ОЭСР), Статистическое бюро Европейских сообществ (Евростат), Европейская эко ...

Главные категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru