Финансовая аналитика » Налоговое регулирование в сфере предпринимательства в РК » Действующий механизм налогового регулирования предпринимательской деятельности

Действующий механизм налогового регулирования предпринимательской деятельности

Страница 5

Подоходный налог в основном взимался по прогрессивной ставке 5-20%. С 2011 года данный налог был полностью пересмотрен, что означает налоговое бремя несут налогоплательщики. Ставка налога на данный момент твердая 1о процентов. Исключения сделаны для сельскохозяйственных предприятий (5 %), для которых земля является основным средством производства и для предприятий, создаваемых и функционирующих на территории свободных экономических зон (10%), Применение единой пропорциональной ставки подоходного налога, на наш взгляд, решение правильное. Прогрессивные налоги пригодны для рынка, так как не ограничивают объем дохода. А со стороны предпринимательства, дискриминируют, процветающие предприятия, лишая их заинтересованности в развитии. Регрессивные налоги дискриминируют напротив, слабых, так как хотя и стимулируют их экономическое развитие, но не позволяют собрать для этого достаточно средств. Только пропорциональные налоги, построенные вне зависимости от экономических показателей, ставят все предприятия в одинаковое положение при любом типе экономики, налоговое бремя распределяется на всех равномерно. С другой стороны, ставка подоходного налога должна быть оптимальной. Чем выше ставка подоходного налога, тем меньше шансов для получения средств на необходимое развитие предприятия. В конечном счете это ведет к застою производства и распаду, а государство попадает в так называемую "налоговую ловушку". Применяемую в Казахстане ставку подоходного налога, в принципе, можно считать приемлемой. По отношению же к предприятиям малого и среднего бизнеса, особенно занятых в производственной сфере, на наш взгляд, нужно предусмотреть использование временно пониженных ставок в сочетании с такими льготами, как предоставление налоговых каникул. Порядок и сроки уплаты подоходного налога также могут влиять на состояние предприятия. Первоначально законодательством были предусмотрены ежемесячные текущие платежи по подоходному налогу. Авансовые платежи в бюджет производятся не позднее 20-го числа каждого месяца исходя из 1/12 части суммы предполагаемого подоходного налога за налоговый год. В случае превышения фактической суммы налога, подлежащей уплате за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев и год над суммой внесенных авансовых платежей, сумма превышения вносится в бюджет не позднее следующего срока уплаты авансовых платежей. Окончательный расчет налога за год производится до 15 апреля года, следующего за отчетным. Если по итогам за год происходит превышение суммы фактически начисленного подоходного налога над суммой авансовых платежей, уплаченных в течение года, законодательством предусматривается штрафная санкция в размере 2% и 5% налогооблагаемого дохода в зависимости от уровня превышения. На наш взгляд, введение авансовых платежей, с одной стороны, негативно влияет на результаты деятельности предприятий и в особенности малого и среднего бизнеса, а с другой, нарушает принципы построения налога облагается еще неполученный доход. В условиях острой нехватки средств предприятия вынуждены отвлекать оборотные средства для уплаты налога. Авансовые платежи вносятся ежемесячно, а их перерасчет с учетом полученных доходов производится лишь по истечении квартала. Таким образом, в лучшем случае денежные средства предприятия будут отвлекаться на срок от одного до трех месяцев. Переход к авансовому методу расчета с бюджетом преследует, на наш взгляд, чисто фискальные интересы и может способствовать ухудшению положения производственных предприятий малого и среднего бизнеса. Исходя из анализа механизма исчисления подоходного налога с юридических лиц можно сделать выводы о том, что несмотря на то, что он, в принципе, отвечает общепринятым нормам построения налогообложения, все же не лишен недостатков. Такие инструменты налогового регулирования, как льготы, ставки, порядок уплаты, практически не задействованы для стимулирования предпринимательской активности субъектов рынка. Напротив, эти рычаги больше направлены на повышение фискального значения налога. Налог на имущество был введен в налоговую систему Республики Казахстан в рамках "Налогового кодекса" с 1 июля 1995 года. Им облагаются основные производственные и непроизводственные фонды юридических лиц, кроме транспортных средств, а также недвижимое имущество физических лиц. Построение механизма взимания налога на имущество зависит от использования имущества в получении предпринимательского дохода. Имущество предприятий и частных предпринимателей, используемое в предпринимательской деятельности облагается по ставке 1% от остаточной стоимости. Остаточная стоимость определяется как текущая стоимость имущества на начало налогового года с учетом переоценки за минусом суммы накопленной амортизации с учетом переоценки. Данный механизм был немного изменен на основании изменении и дополнении в законодательство налогового кодекса. Налог на имущество взимается на основе оценки уполномоченного органа РК. процентная ставка установленного в налоговом кодексе в зависимости от оценки и его превышения. Экономическая природа налога на имущество показывает, что он выплачивается независимо от деятельности предприятии. Отсюда их неотвратимость: "обойти" эти налоги практически невозможно. Поэтому государство может не только с предельной точностью прогнозировать их поступления в бюджет, но и вправе реально рассчитывать на это.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Главные категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru