Финансовая аналитика » Налоговое регулирование в сфере предпринимательства в РК » Действующий механизм налогового регулирования предпринимательской деятельности

Действующий механизм налогового регулирования предпринимательской деятельности

Страница 6

У предприятий есть и другой альтернативный выбор: просто-напросто своевременно избавиться от той части собственности, расходы на содержание которой с учетом ее обложения не окупается тем экономическим эффектом» который дает ее использование. Таким образом, налог на имущество имеет исключительно важное "санитарное значение": он стимулирует "очищение" экономики предприятии от непроизводительной части их капитала или принятия должных мер по увеличению фондоотдачи и ускорению оборота капитальных ресурсов. В перспективе, налог на имущество юридических лиц должен стать одним из основных структурных и функциональных компонентов налогового механизма. Его регулирующая роль состоит в стимулировании предпринимателей к наиболее эффективному использованию принадлежащих им фондов. В совокупности с комплексом инвестиционных льгот имущественный налог является эффективным стимулом к развитию. Однако, для того, чтобы этот рычаг в полной мере был задействован, необходимо достижение финансовой стабильности и сбалансированности в экономике, а также общее снижение налогового бремени.

Косвенные налоги выражают фискальные интересы государства. Предпочтительность их применения объясняется наличием следующих преимуществ:

-унитарность подхода к налоговым ставкам и процедурам изъятия;

-упрощение контроля за движением товаров и издержками;

-стимулирование экспорта;

-обеспечение стабильных поступлений в бюджет.

Последнее преимущество косвенных налогов сделало их наиболее привлекательными для экономики Казахстана. Удельный вес косвенных налогов в доходах государственного бюджета имела до последнего времени тенденцию к росту. Это объясняется некоторым увеличением поступлений по прямым налогам. Рост налогов на потребление имеет свои недостатки. К ним можно отнести их инфляционный и регрессивный характер. Однако положительный эффект от действия косвенных налогов перекрывает их отрицательное влияние. К примеру регрессивность косвенных налогов может иметь место для низкооплачиваемых слоев населения. Но их потери несоизмеримы с теми дополнительными услугами и материальными благами, которые государство сможет предоставлять этой категории налогоплательщиков, благодаря поступлениям в бюджет косвенных налогов.

Наиболее значимым в составе косвенных налогов является налог на добавленную стоимость (НДС). Он был введен в налоговую систему Республики Казахстан в 1992 году вместо действовавших ранее налога с оборота и налога с продаж. Объектом обложения НДС является "добавленная стоимость", которая представляет собой условно чистую продукцию (с амортизацией), без материальных затрат.

Рассматриваемый налог представляет форму изъятия в бюджет части прироста стоимости образованной на каждой стадии процесса производства. Механизм взимания НДС не дает эффекта роста цен за счет последовательного и постоянного накопления налога в составе цены: цена увеличивается также как и при однократном обложении. Действующий механизм исчисления НДС не требует определения самой добавленной стоимости. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет определяется как разница между суммой НДС полученной от потребителей и суммой НДС, принимаемой в зачет. Законодательством предусматриваются определенные требования, дающие право на зачет уплаченных ранее сумм НДС. В зачет принимается ранее уплаченная сумма НДС при соблюдении следующих условий:

приобретенные товары используются предпринимательской деятельности;

приобретенные товары оформлены налоговыми счетами-фактурами, в которых сумма НДС указан отдельной строкой;

и поставщик и потребитель состоят на учете по налогу на добавленную стоимость.

В целях реализации стимулирующей функции НДС предусматривается применение таких инструментов как "нулевая" ставка и льготы. Отличие этих двух, на первый взгляд схожих экономических рычагов, заключается в следующем. При применении нулевой ставки сумма НДС уплаченная поставщикам в ходе производства и реализации товаров, подлежит возмещению из бюджета. При предоставлении льгот, сумма НДС "по расходам" подлежит отнесению на затраты производства.

В налоговом законодательстве Казахстана, в части налога на добавленную стоимость, наметилась устойчивая тенденция на сокращение количества освобождаемых от НДС оборотов. Излишнее загромождение льготами механизма исчисления НДС приводит к усложнению системы расчета суммы налога и ведения учета.

Ставка НДС снижена до 0- 12 %. В условиях спада производства, инфляции, падения платежеспособного спроса. Ввиду регрессивности НДС по своей сути, высокая ставка налога способствует увеличению совокупного налогового бремени на конечного потребителя, особенно с низкими доходами. Действующее законодательство предусматривает ежеквартальную, ежемесячную и подекадную уплату НДС, в зависимости от размеров среднемесячных платежей. Недостатком механизма уплаты НДС является отвлечение оборотных средств предприятий, вследствие не совпадения по времени, срока уплаты НДС за сырьё и материалы и момента получения выручки от реализации готовой продукции. Положение усложняется в связи с ведением налогового учета по методу начисления.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Экономическая характеристика и анализ учетной политики ООО «ДИМ»
Общество с ограниченной ответственностью «ДИМ» (сокращенное фирменное наименование – ООО «ДИМ», в дальнейшем именуемое Общество) основано в 2005 году. Количество работников – 130 человек. Юридический адрес : 163002, г. Архангельск, ул. Павла Усова, 35. Общество имеет полную юридическую и экономичес ...

Анализ динамики и структуры внешнего долга
Размер государственного долга в абсолютном выражении не дает полного представления о состоянии экономики и платежеспособности страны. Для оценки способности страны-дебитора выполнять обязательства по погашению и обслуживанию накопленного объема государственного долга мировая прак­тика выработала до ...

Проблемы инвестиционного проектирования
Менеджмент инвестиционного проекта как форма предпринимательской деятельности означает, что управление движением финансовыми и денежными потоками, а также взаимоотношением Участников проекта не может быть чисто бюрократическим, административным актом. Управление проектом как форма предпринимательст ...

Главные категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru