У предприятий есть и другой альтернативный выбор: просто-напросто своевременно избавиться от той части собственности, расходы на содержание которой с учетом ее обложения не окупается тем экономическим эффектом» который дает ее использование. Таким образом, налог на имущество имеет исключительно важное "санитарное значение": он стимулирует "очищение" экономики предприятии от непроизводительной части их капитала или принятия должных мер по увеличению фондоотдачи и ускорению оборота капитальных ресурсов. В перспективе, налог на имущество юридических лиц должен стать одним из основных структурных и функциональных компонентов налогового механизма. Его регулирующая роль состоит в стимулировании предпринимателей к наиболее эффективному использованию принадлежащих им фондов. В совокупности с комплексом инвестиционных льгот имущественный налог является эффективным стимулом к развитию. Однако, для того, чтобы этот рычаг в полной мере был задействован, необходимо достижение финансовой стабильности и сбалансированности в экономике, а также общее снижение налогового бремени.
Косвенные налоги выражают фискальные интересы государства. Предпочтительность их применения объясняется наличием следующих преимуществ:
-унитарность подхода к налоговым ставкам и процедурам изъятия;
-упрощение контроля за движением товаров и издержками;
-стимулирование экспорта;
-обеспечение стабильных поступлений в бюджет.
Последнее преимущество косвенных налогов сделало их наиболее привлекательными для экономики Казахстана. Удельный вес косвенных налогов в доходах государственного бюджета имела до последнего времени тенденцию к росту. Это объясняется некоторым увеличением поступлений по прямым налогам. Рост налогов на потребление имеет свои недостатки. К ним можно отнести их инфляционный и регрессивный характер. Однако положительный эффект от действия косвенных налогов перекрывает их отрицательное влияние. К примеру регрессивность косвенных налогов может иметь место для низкооплачиваемых слоев населения. Но их потери несоизмеримы с теми дополнительными услугами и материальными благами, которые государство сможет предоставлять этой категории налогоплательщиков, благодаря поступлениям в бюджет косвенных налогов.
Наиболее значимым в составе косвенных налогов является налог на добавленную стоимость (НДС). Он был введен в налоговую систему Республики Казахстан в 1992 году вместо действовавших ранее налога с оборота и налога с продаж. Объектом обложения НДС является "добавленная стоимость", которая представляет собой условно чистую продукцию (с амортизацией), без материальных затрат.
Рассматриваемый налог представляет форму изъятия в бюджет части прироста стоимости образованной на каждой стадии процесса производства. Механизм взимания НДС не дает эффекта роста цен за счет последовательного и постоянного накопления налога в составе цены: цена увеличивается также как и при однократном обложении. Действующий механизм исчисления НДС не требует определения самой добавленной стоимости. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет определяется как разница между суммой НДС полученной от потребителей и суммой НДС, принимаемой в зачет. Законодательством предусматриваются определенные требования, дающие право на зачет уплаченных ранее сумм НДС. В зачет принимается ранее уплаченная сумма НДС при соблюдении следующих условий:
приобретенные товары используются предпринимательской деятельности;
приобретенные товары оформлены налоговыми счетами-фактурами, в которых сумма НДС указан отдельной строкой;
и поставщик и потребитель состоят на учете по налогу на добавленную стоимость.
В целях реализации стимулирующей функции НДС предусматривается применение таких инструментов как "нулевая" ставка и льготы. Отличие этих двух, на первый взгляд схожих экономических рычагов, заключается в следующем. При применении нулевой ставки сумма НДС уплаченная поставщикам в ходе производства и реализации товаров, подлежит возмещению из бюджета. При предоставлении льгот, сумма НДС "по расходам" подлежит отнесению на затраты производства.
В налоговом законодательстве Казахстана, в части налога на добавленную стоимость, наметилась устойчивая тенденция на сокращение количества освобождаемых от НДС оборотов. Излишнее загромождение льготами механизма исчисления НДС приводит к усложнению системы расчета суммы налога и ведения учета.
Ставка НДС снижена до 0- 12 %. В условиях спада производства, инфляции, падения платежеспособного спроса. Ввиду регрессивности НДС по своей сути, высокая ставка налога способствует увеличению совокупного налогового бремени на конечного потребителя, особенно с низкими доходами. Действующее законодательство предусматривает ежеквартальную, ежемесячную и подекадную уплату НДС, в зависимости от размеров среднемесячных платежей. Недостатком механизма уплаты НДС является отвлечение оборотных средств предприятий, вследствие не совпадения по времени, срока уплаты НДС за сырьё и материалы и момента получения выручки от реализации готовой продукции. Положение усложняется в связи с ведением налогового учета по методу начисления.
Ставка рефинансирования
Ставка рефинансирования - процентная ставка кредитования коммерческих банков и других кредитных организаций, используемая в качестве инструмента регулирования кредитно-денежной системы. С 01 июня 2010 года Центральным Банком РФ установлена ставка рефинансирования – 7,75 %. Эта ставка рефинансирован ...
Анализ изменений в законодательстве на основные
показатели процедуры досудебного урегулирования
На основании ст. 137 НК РФ каждое лицо может реализовать свое право на обжалование актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия (или бездействие) нарушают его права. Но с 1 января 2009 г. Налоговый коде ...
Контроль за соблюдением налогового законодательства
Контроль за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками выступает центральным элементом налогового администрирования. В этом, прежде всего, состоит предназначение налоговых органов и такой вывод следует из экономической природы налогов, их внутреннего противоречия. Обязательность уп ...