Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные, приведенные в табл. 1.
Таблица 1 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.
Показатель |
Базисный период (0) |
Данные базисного периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода |
Отчетный период (1) |
Выручка от реализации продукции, товаров, услуг (В) |
∑(РПi0∙Ц i0) |
∑(РПi1∙Ц i0) |
∑(РПi1∙Ц i1) |
Полная себестоимость реализованной продукции (З) |
∑(РПi0∙С i0) |
∑(РПi1∙С i0 |
∑(РПi1∙Ц i1 |
Прибыль (П) |
В0-З0 |
В1-0-З1-0 |
В1-З1 |
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень. Индекс объема продаж исчисляют путем сопоставления фактического объема реализации с базовым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном или стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу).
На данном предприятии его величина составляет
Iрп=
Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и цен. Для этого из условной выручки нужно вычесть условную сумму затрат:
∑(Vрпi1∙Ц i0) - ∑(Vрпi1∙С i0)
Требуется подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
∑(Vрпi1∙Ц i1)- ∑(Vрпi1∙С i0)
Порядок расчета данных показателей в систематизированном виде представлен в табл. 2.
Таблица 2 – Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию
Показатель прибыли |
Факторы |
Порядок расчета | |||
Объем продаж |
Структура продаж |
Цена |
Себестоимость | ||
П |
Vрп |
Уд |
Ц |
С |
П |
П0 |
t0 |
t0 |
t0 |
t0 |
В0-З0 |
Пусл1 |
t1 |
t0 |
t0 |
t0 |
П0∙Iрп |
Пусл2 |
t1 |
t1 |
t0 |
t0 |
Вусл-Зусл |
Пусл3 |
t1 |
t1 |
t1 |
t0 |
В1-Зусл |
П1 |
t1 |
t1 |
t1 |
t1 |
В1-З1 |
Понятие валютного курса
Главным элементом валютной системы каждой страны является ее национальная валюта. Весь учет макроэкономических операций осуществляется каждой из стран в национальной валюте. Очевидно, что для развития взаимодействия институциональных единиц разных стран в рамках международной экономики необходимо н ...
Денежно-кредитная
политика как важнейшее направление в стабилизации денежного обращения
Современная денежно-кредитная политика России имеет небольшой период становления и соответственно опыт достижения поставленных целей. Сложности ее реализации связаны с неразвитостью денежно-кредитных и финансовых отношений рыночного типа, а также тяжелым состоянием экономики. При этом меры кредитно ...
Финансовые институты как субъекты финансового рынка
Субъектами финансового рынка являются финансовые институты. С известной степенью условности можно выделить две группы финансовых институтов: 1) финансовые посредники, к которым относятся кредитные организации депозитного типа, страховые компании, пенсионные фонды, финансовые и инвестиционные компан ...