Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепной подстановки, используя данные, приведенные в табл. 1.
Таблица 1 – Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, тыс. руб.
Показатель |
Базисный период (0) |
Данные базисного периода, пересчитанные на объем продаж отчетного периода |
Отчетный период (1) |
Выручка от реализации продукции, товаров, услуг (В) |
∑(РПi0∙Ц i0) |
∑(РПi1∙Ц i0) |
∑(РПi1∙Ц i1) |
Полная себестоимость реализованной продукции (З) |
∑(РПi0∙С i0) |
∑(РПi1∙С i0 |
∑(РПi1∙Ц i1 |
Прибыль (П) |
В0-З0 |
В1-0-З1-0 |
В1-З1 |
Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции, а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень. Индекс объема продаж исчисляют путем сопоставления фактического объема реализации с базовым в натуральном (если продукция однородная), условно-натуральном или стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу).
На данном предприятии его величина составляет
Iрп=
Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и цен. Для этого из условной выручки нужно вычесть условную сумму затрат:
∑(Vрпi1∙Ц i0) - ∑(Vрпi1∙С i0)
Требуется подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
∑(Vрпi1∙Ц i1)- ∑(Vрпi1∙С i0)
Порядок расчета данных показателей в систематизированном виде представлен в табл. 2.
Таблица 2 – Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию
Показатель прибыли |
Факторы |
Порядок расчета | |||
Объем продаж |
Структура продаж |
Цена |
Себестоимость | ||
П |
Vрп |
Уд |
Ц |
С |
П |
П0 |
t0 |
t0 |
t0 |
t0 |
В0-З0 |
Пусл1 |
t1 |
t0 |
t0 |
t0 |
П0∙Iрп |
Пусл2 |
t1 |
t1 |
t0 |
t0 |
Вусл-Зусл |
Пусл3 |
t1 |
t1 |
t1 |
t0 |
В1-Зусл |
П1 |
t1 |
t1 |
t1 |
t1 |
В1-З1 |
Повышение эффективности использования финансовых ресурсов организации за
счет диверсификации ее деятельности
Важным фактором повышения финансово-экономической эффективности деятельности предприятия является достижение более полного и эффективного использования основных фондов – улучшение использования мощности предприятия, достигаемое на основе рационального использования производственных площадей, повыше ...
Оценка ликвидности и платежеспособности организации
Ликвидность – это способность хозяйствующего субъекта своевременно погашать свои текущие финансовые обязательства путем быстрого превращения части имущества в денежные средства. От степени ликвидности баланса зависит платежеспособность предприятия. Используя табл. 9 произведем группировку оборотных ...
Особенности инвестиций в пищевой
промышленности
Пищевая промышленность – совокупность производств пищевых продуктов в готовом виде или в виде полуфабрикатов, а также табачных изделий, мыла и моющих средств. В системе агропромышленного комплекса пищевая промышленность тесно связана с сельским хозяйством как поставщиком сырья и с торговлей. Часть ...