Финансовая аналитика » Выручка от реализации продукции » Анализ рентабельности продаж

Анализ рентабельности продаж

Страница 2

Величина прибыли о продаж в значительной степени связана с эффективностью использования производственных активов, имеющихся у предприятия. В состав производственных активов включаются основные производственные средства (здания, сооружения, оборудование и пр.), нематериальные активы (патенты, ноу-хау, товарные знаки, торговые марки и т.д.) и материально-производственные запасы.

Расчет эффективности использования (рентабельности) производственных активов производится с помощью коэффициента их рентабельности (Rпа), представляющего собой отношение прибыли от продаж к средней за анализируемый период (среднегодовой, например) величине стоимости производственных актив.

Rпа = П / ПАср,

где П – прибыль от продаж, руб.;

ПАср – средняя за анализируемый период стоимость производственных активов, руб.

Анализ рентабельности производственных активов можно проводить, используя различные методики. Например, возможно применение экономической модели анализа рентабельности совокупного капитала по факторам, называемой формулой Дюпона. Числитель и знаменатель формулы расчета рентабельности производственных активов, приведенной выше, для преобразования в формулу Дюпона необходимо умножить на значение выручки-нетто от продаж, полученной в анализируемом периоде. В результате проведенного преобразования рентабельность производственных активов предстает как произведение двух показателей: оборачиваемости производственных активов и рентабельности продаж.

,

где Rпа – рентабельность производственных активов (фондов);

В – выручка-нетто от продаж, руб.;

Опа – оборачиваемость производственных активов;

Rп – рентабельность продаж.

Анализ влияния на изменение рентабельности производственных активов изменения их оборачиваемости и изменения рентабельности продаж можно провести, привлекая любой из известных из теории экономического анализа приемов элиминирования, например прием цепных подстановок.

Также можно использовать и другую факторную модель. Для ее получения необходимо разделить числитель и знаменатель формулы расчета рентабельности производственных активов на выручку-нетто от продаж. При этом знаменатель формулы расчета рентабельности производственных активов представляется как сумма входящих в состав производственных активов элементов, а именно сумма стоимости основных производственных средств, нематериальных активов и материально-производственных запасов.

,

где ОПС – средняя за анализируемый период величина основных производственных средств, руб.;

НМА – средняя за анализируемый период величина нематериальных активов, руб.;

МПЗ – средняя за анализируемый период величина материально- производственных запасов, руб.;

Фе – фондоемкость продукции, руб./руб.;

Омпз – оборачиваемость материально-производственных запасов, показываемая в виде коэффициента закрепления материально-производственных запасов.

Факторами, которые влияют на изменение рентабельности производственных активов, в данной экономической модели выступают: рентабельность продаж, фондоемокость продукции и оборачиваемость материально-производственных запасов. Каждый из перечисленных факторов является качественным и отражает эффективность различных сторон деятельности предприятия. Через рентабельность продаж раскрывается эффективность текущих затрат, фондоемкость продукции показывает эффективность использования долгосрочных вложений в производство, оборачиваемость материально-производственных запасов отражает эффективность использования материальных оборотных средств.

Анализ влияния этих трех факторов на изменение рентабельности производственных активов можно провести на основе приема цепных подстановок, однако необходимо отметить, поскольку в приведенной модели все факторы являются качественными, то достаточно трудно однозначно определить порядок проведения подстановок.

Таким образом, в процессе анализа целесообразно изучить динамику важнейших показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Вопросы, решаемые в ходе предпроверочного анализа
Предпроверочный анализ информации позволяет максимально экономить силы и время при непосредственном проведении проверки и обеспечивает высокую эффективность и результативность ее проведения. На этом этапе производится выявление сфер финансово-хозяйственной деятельности подлежащего проверке налогопл ...

Анализ рентабельности предприятия
Смысл любой предпринимательской деятельности состоит в достижении положительного экономического эффекта в виде абсолютного показателя - прибыли или относительного - рентабельности. Тем самым рентабельность выступает главным объектом и целью финансового менеджмента предприятия. Чем больше уделяется ...

Основные направления налоговой политики на современном этапе
«Основные направления налоговой политики …» не являются нормативно-правовым актом, но на основании этого документа вносятся изменения в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нём положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности ...

Главные категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru