Финансовая аналитика » Выручка от реализации продукции » Анализ рентабельности продаж

Анализ рентабельности продаж

Страница 1

Рентабельность продаж рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции или чистой прибыли к сумме полученной выручки. Данный показатель определяется как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции:

Rпр = Ппр / Впр ∙ 100;

Rпрч = ЧП / Впр ∙ 100,

где Rпр – рентабельность продаж в целом по предприятию, рассчитанная по прибыли от продаж, процентов;

Ппр – прибыль от продаж, руб.;

Впр – выручка от продаж, руб.;

Rпрч – рентабельность продаж в целом по предприятию, рассчитанная по чистой прибыли, процентов;

ЧП – чистая прибыль, руб.

При использовании первой формулы (Rпр) рассчитывается рентабельность продаж как отношение прибыли от продаж, представляющей собой разницу между выручкой от продаж и суммой затрат, которые относятся к реализованной продукции, включая коммерческие и управленческие расходы, к величине выручки от продаж. Рентабельность продаж, выраженная в процентах, отражает уровень прибыльности продаж, или процент прибыли, содержащийся в выручке от продаж. Если результат данной формулы выразить не в процентах, а в копейках, то он покажет, сколько копеек прибыли от продаж получено с каждого рубля выручки от реализации продукции (выручки от продаж).

Расчет рентабельности продаж по чистой прибыли с сохранением в знаменателе показателя "выручка от продаж", как в формуле, правомерен для тех предприятий, в текущей деятельности которых прочая деятельность незначительна. Соответственно чистая прибыль практически отличается от прибыли от продаж только по результатам ее налогообложения. В этом случае рентабельность отразит величину процентов (или копеек в одном рубле) прибыли после налогообложения, содержащуюся в выручке от продаж.

Если же предприятие имеет достаточно развитую прочую деятельность, то чистая прибыль является результатом не только выручки от продаж, но и доходов от прочей деятельности. Следовательно, соотнесение чистой прибыли только с величиной выручки от продаж приводит к завышению истинного значения рентабельности, которую правильнее называть уже рентабельность, которую правильнее назвать уже рентабельностью обычной деятельности.

Рентабельность обычной деятельности можно определить по следующей формуле [11 c. 117]:

R об.д.= ЧП (Впр + Дпр ) ∙100,

где R об.д. – рентабельность обычной деятельности в целом по предприятию, процентов;

Дпр – доходы от прочей деятельности, руб.;

ЧП – чистая прибыль, руб.

В свою очередь чистая прибыль - это сумма прибыли от продаж, прибыли от прочей деятельности за вычетом налога на прибыль. При этом прибыль от прочей деятельности представляет собой разницу между доходами и расходами по прочей деятельности.

ЧП = Ппр + (Дпр – Рпр) – Нпр,

где Рпр – расходы по прочей деятельности, руб.;

Дпр – доходы от прочей деятельности, руб.;

Нпр – налог на прибыль, руб.

Безусловно, при расчете рентабельности продаж в числителе формулы можно использовать маржинальную (валовую) прибыль, прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности. Однако, рентабельность продаж по чистой прибыли выступает обобщающим показателем эффективности финансовой и производственной деятельности предприятия. С помощью данного показателя раскрывается удельный вес чистой прибыли в величине выручки от продаж за вычетом косвенных налогов. Иначе говоря, рентабельность продаж по чистой прибыли показывает величину конечного финансового результата (чистой прибыли), получаемого предприятием с каждого рубля реализованной продукции. При наличии у предприятия убытков показатель рентабельности является отрицательным числом и, по существу, должен называться показателем убыточности.

Анализ рентабельности продаж начинается с изучения ее фактического уровня за отчетный (анализируемый) период в сравнении с рентабельностью продаж за предыдущие годы, с данными бизнес-плана, с аналогичным показателем предприятий, выпускающих однородную с анализируемым предприятием продукцию, со средними значениями рентабельности продаж по данным видам деятельности, отраслям хозяйства в отечественной экономике и в других странах.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Этапы развития российского федерализма
В развитии федерализма в России традиционно выделяют три этапа: - 1918-1936 гг. - создание основ социалистического федерализма; - 1937-1985 гг. - утверждение фактического унитаризма в государственном устройстве России; - 1985-1993 гг. - попытки ликвидации формализма в федеративном устройстве госуда ...

Анализ цветной металлургической отрасли
Российская цветная металлургия включает в себя несколько основных баз, которые сложились под влиянием экономических и природных предпосылок. Сама отрасль серьёзно связана с сырьевым сектором экономики страны, а также с её топливно-энергетической системой и машиностроением. Месторождения лёгких и тя ...

Анализ структуры рынка медицинского страхования в РФ
В 2011 году в структуре рынка медицинского страхования доля ОМС составила 86%, доля ДМС – 14%. Объем рынка ОМС по итогам 2011 года достиг 604 млрд. рублей, объем рынка ДМС – 95 млрд. рублей (без учета страхования выезжающих за рубеж). За 2011 год по сравнению с 2010 годом рынок ОМС увеличился на 24 ...

Главные категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru