Финансовая аналитика » Бюджетный процесс как форма управления бюджетными отношениями » Экономическое содержание и значение бюджетного процесса

Экономическое содержание и значение бюджетного процесса

Страница 1

В первую очередь, что такое бюджетный процесс. Это регламентируемая законодательством РФ деятельность органов власти по составлению, рассмотрению и утверждению проектов бюджетов, а также деятельность органов власти по исполнению бюджетов и контролю за их исполнением.

В настоящее время основным правовым актом, регулирующим бюджетный процесс, является Бюджетный кодекс РФ. Однако, учитывая федеративное устройство России, бюджетный процесс существует как на уровне федерации, так и на уровне субъектов РФ. Кроме того, бюджетный процесс имеет место на уровне муниципальных образований. В связи с этим правовым источником бюджетного процесса является не только БК РФ, но также законы субъектов РФ о бюджетном процессе и постановления представительных органов местного самоуправления.

Участниками бюджетного процесса РФ являются:

· Президент РФ,

· высшее должностное лицо субъекта РФ,

· глава муниципального образования,

· законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления,

· исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований),

· центральный банк РФ,

· органы государственного (муниципального) финансового контроля, органы управления государственными внебюджетными фондами

· главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета

· главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета

· и наконец, получатели бюджетных средств (б.к. РФ 3ч., гл. 18 ст. 152 "Участники бюджетного процесса")

Исходя из определения бюджетного процесса, можно с уверенностью заявить, что это сложный правовой механизм, в котором выделяются следующие стадии:

I. Составление проектов бюджетов

II. Рассмотрение и утверждение проектов бюджетов

III. Исполнение бюджетов

IV. Составление, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности

О каждом из них подробно, опираясь на бюджетный кодекс РФ

I. Составление проектов бюджета - это деятельность исполнительных органов власти по планированию бюджетных показателей, таких как доходы, расходы, кредит, долг, займы, дефицит, профицит. Составление необходимо начинать не позднее, чем за 10 месяцев до начала года, на который планируется бюджетный показатель. Проект бюджета составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств. Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Составление проектов бюджетов основывается на следующих документах:

1) Бюджетное послание президента РФ - направляется Федеральному собранию РФ не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В послании определяется бюджетная политика РФ на очередной финансовый год и плановый период. Иными словами бюджетное послание-это документ, содержащий основные направления в бюджетной политике на перспективу (ст. 170 б.к.)

2) Прогноз социально-экономического развития – документ, содержащий систему научно-обоснованных представлений о направлениях и результатах социально-экономического развития Российской Федерации на прогнозируемый период (среднесрочный или долгосрочный).

Прогноз разрабатывается по вариантам, отражающим изменения внешних и внутренних условий, постановку среднесрочных и долгосрочных целей и ориентиров развития страны, основных направлений их достижения. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации содержит оценку уровня социально-экономического развития, характеристику условий социально-экономического развития, включая основные показатели демографического и научно-технического развития, состояния окружающей природной среды и природных ресурсов, основные показатели развития мировой экономики; оценку факторов и ограничений социально-экономического развития, оценку макроэкономического эффекта от реализации долгосрочных целевых программ, определение показателей базового и целевого вариантов прогноза, основные показатели развития по отдельным секторам экономики, показатели развития транспортной и энергетической инфраструктуры в прогнозируемом периоде, основные направления территориального развития в перспективе.

Соответственно, планирование и прогнозирование доходов и расходов бюджетов, это в совокупности составляет распределение государственного бюджета. В свою очередь, госбюджет это план государственных доходов и расходов на определенный срок, обычно на год. Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций. В государственном бюджете находят органическую увязку все основные финансовые операции — расходы, различные виды доходов, государственные займы. Внешне самостоятельные в бюджете они получают единую направленность, находящую отражение в проводимой государством политике.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Отрицательные и положительные аспекты развития потребительского кредитования в Республике Казахстан
Основная проблема, присущая потребительскому кредитованию, вытекает из его главного достоинства, а именно - малого размера потребительского кредита. Для получения кредитного портфеля, сравнимого с корпоративным, необходимо выдавать потребительских кредитов на несколько порядков больше чем корпорати ...

Порядок заполнения книги учета доходов и расходов
Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, должны вести налоговый учет полученных доходов и произведенных расходов (ст. 346.24 НК РФ). Они обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления базы по "упрощенному" налогу в Книге учета доходов и р ...

Государственная теория денег
Государственная теория денег представляет собой разновидность номиналистической теории денег и рассматривает деньги как результат деятельности государственной власти. Согласно этой теории, государство не только создаёт деньги, но и предписывает им платёжную силу. Трактуя чисто юридическую природу д ...

Главные категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru