Финансовая аналитика » Кредитоспособность юридических лиц по методике ОАО "Сбербанк России" » Проблемы, возникающие при оценке кредитоспособности заемщика и пути их решения

Проблемы, возникающие при оценке кредитоспособности заемщика и пути их решения

Страница 1

Важную роль в регулировании кредитных отношений ОАО «Сбербанк России» играет оценка кредитоспособности заемщика на этапе выдачи кредита (второй этап кредитного процесса), так как хороший анализ финансового состояния заемщика на стадии начальных отношений с заемщиком, чем на стадии сопровождения кредита (шестой этап кредитного процесса), значительно облегчает решение задачи обеспечения его эффективного функционирования, способствуя в конечном счете реализации важнейшего принципа кредита – возвратности.

В связи с принятием Положения № 254-П в 2004 году у ОАО «Сбербанк России» возникла необходимость в срочной разработке собственных методик оценки кредитоспособности заемщиков. Как следствие, одним из единственных выходов в сложившейся ситуации являлось изучение и применение зарубежных методик оценки кредитоспособности потенциальных заемщиков.

Количественный анализ, проводимый ОАО «Сбербанк России», заимствован у зарубежной системы коэффициентов, разработанной американским ученым Э. Ридом, которая включает в себя четыре группы коэффициентов: ликвидность, оборачиваемость, привлечение средств и прибыльность. Возникает необходимость пересчета относительного «веса» каждого финансового коэффициента для применения данной системы в нашей стране, что чрезвычайно не просто.

ОАО «Сбербанк России» самостоятельно определяет набор анализируемых коэффициентов, а также границы рекомендуемых нормативов. Основная проблема, которая возникает – это выбор оптимального количества финансовых коэффициентов (до 2007 года банк применял 5 коэффициентов для проведения количественного анализа, с 2007 года по настоящее время – 6 коэффициентов), а также определение границ нормативов, согласно которым предприятие считается кредитоспособным, зачастую их диапазон не соответствует действительному финансовому состоянию предприятий отраслей экономки данного хозяйствующего субъекта, т.к. в основном используются либо нормативы, применяемые зарубежными кредитными организациями, либо рекомендованные Банком России как единые для всех субъектов РФ.

Еще сложнее оценить перспективы изменения всех этих коэффициентов. Способность заемщика погасить кредит имеет реальное значение для банка, если она относится к будущему периоду, является прогнозом такой способности, причем прогнозом достаточно обоснованным, правдоподобным. Между тем, все показатели кредитоспособности, применяемые на практике, обращены в прошлое, так как рассчитываются по данным за истекший период. Это свидетельствует о том, что все показатели кредитоспособности имеют в некотором роде ограниченное значение.

Сама финансовая отчетность, являющаяся информационной основой для анализа кредитоспособности, имеет ряд недостатков: она характеризует ситуацию, сложившуюся на определенный момент, но не показывает, за счет каких факторов получены соответствующие результаты.

Еще более сложной задачей для ОАО «Сбербанк России» является учет отраслевой специфики каждого конкретного предприятия. Банк России поддерживает идею обязательного учета отраслевой специфики при проведении анализа финансового состояния предприятия, но при этом не дает четких критериев оценки качественных параметров отраслевой специфики, что не позволяет соответствующим органам осуществлять контроль над ОАО «Сбербанк России» относительно выполнения данных рекомендаций. Вследствие этого ОАО «Сбербанк России» не учитывает отраслевую специфику заемщика, либо выделяет особенности результатов отдельных показателей торговых предприятий.

Также качественная оценка кредитоспособности предприятия в большей степени подвержена субъективному мнению кредитного эксперта. Необходимо учитывать тот факт, что ранее при принятии решения о выдаче кредита тому или иному предприятию формально оценивались только количественные параметры, взятые из бухгалтерской отчетности. Следовательно, в настоящее время не существует хорошо разработанных и в свою очередь проверенных временем способов именно качественной оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Помимо вышеперечисленных проблем, ОАО «Сбербанк России» пока сложно получить содержательную финансовую и иную информацию о заемщике (имеющаяся финансовая и статистическая отчетность далеко не всегда позволяет провести детальный и глубокий анализ финансового положения заемщика), тем более что такая информация еще не имеет представительной исторической ретроспективы с точки зрения работы в условиях рынка [18, с. 102]. Это также связано:

с отсутствием нормативной базы, регулирующей раскрытие информации о заемщике. Так, Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности» гарантирует клиентам банков соблюдение тайны их операций, сведений о счетах и вкладах. Гражданский кодекс Российской Федерации также гарантирует тайну сведений о клиенте. Неурегулированность вопроса относительно того, какую информацию считать банковской тайной, а какую нет, не позволяет отечественным банкам создать кредитное бюро в России.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Стратегия лизинга в России и перспективы его развития
Основными проблемами, которые препятствуют подъему производства на фоне растущего на протяжении последних лет спроса: - Исторически сложившаяся «оборонная» специализация и, вследствие этого, несоответствие масштаба и структуры производственного потенциала объему и структуре платежеспособного спроса ...

Пути совершенствования российского федерализма
Дальнейшее развитие и совершенствование правовой базы федерализма Разработать и принять федеральные конституционные законы: - о порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта; - о порядке изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. Н ...

Меры принуждения, применяемые органами федерального казначейства к нарушителям бюджетного законодательства
Несоблюдение либо ненадлежащее исполнение установленного Бюджетным Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации признаётся нарушением бюджетного законодательства, ...

Главные категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.financelimit.ru