При осуществлении налогового контроля в ходе выездной налоговой проверки недостаточно просто посетить помещение налогоплательщика, где хранится его финансовая отчетность. Счета должны быть проверены, и помимо этого необходимо проследить, чтобы налоги аккуратно уплачивались. В связи с этим проведение выездной налоговой проверки целесообразно начать с первичного осмотра всех помещений проверяемой организации.
Если должностным лицам налоговых органов, предъявившим служебные удостоверения и решение о проведении проверки, было отказано в доступе в помещение налогоплательщика, используемое для осуществления предпринимательской деятельности, то такие действия влекут административную ответственность. В подобных случаях налоговые органы для проникновения в искомое помещение могут привлечь сотрудников органов внутренних дел.
Осмотру подлежат помещения, в которых:
принимаются заказы или реализуется продукция;
происходит выписка счетов;
регулируются финансовые вопросы и ведется финансовый учет.
Обязательному осмотру также должны быть подвергнуты производственные и складские помещения, места отгрузки и получения товаров и т.д.
Например, в ходе непосредственной проверки торговых точек, принадлежащих налогоплательщику, может быть получена следующая важная информация:
визуальные, документальные или иные свидетельства любой деятельности, не отраженной в учетных документах налогоплательщика;
информация о фактических торговых наценках и продажных ценах товаров;
различная информация о товарах, которая может пригодиться при проведении последующих проверок.
В случае, если деятельность организации осуществляется по нескольким адресам за счет создания различных обособленных подразделений (что непременно должно быть указано в информационном досье налогоплательщика), необходимо разработать программу подготовки и проведения осмотра каждого из мест ведения бизнеса в течение установленного периода времени, при этом нельзя пропустить ни одно из них. При необходимости там, где филиалы находятся в различных регионах страны, местные налоговые служащие могут самостоятельно произвести осмотр на основании направленного в их адрес запроса и от имени инспекции по месту нахождения головной организации.
Начиная осмотр, инспектор должен связаться с ответственным лицом (директором, управляющим, владельцем и т.д.). Первый контакт очень важен, т.к. именно он определяет сущность, значение визита, дает инспектору возможность познакомиться с высшим руководством.
В ходе осмотра, как и на протяжении всей выездной проверки, инспектор не должен пытаться отвечать на вопросы гипотетически, и ему не следует участвовать в дискуссиях относительно налогового законодательства. Он также не должен отвечать на вопросы, если не уверен в правильности ответа, однако в таких случаях он всегда должен изыскать возможность дать правильный ответ позднее по телефону или в письменном виде.
Не столь существенно, будет ли лицо, с которым инспектор встретился в первую очередь, сопровождать налогового работника в течение всего визита, но проведение первичного интервью с ним - дело обязательное. Ответственное лицо, с которым установлен контакт, просят подтвердить, что информация относительно деятельности организации содержится в официальных книгах учета и соответствует действительности. В ином случае это лицо должно указать на все произошедшие изменения. При завершении первичного интервью инспектор должен попросить о встрече с лицом, которое отвечает за подготовку налоговой декларации, или с тем, кто отвечает за ведение бухгалтерской документации, на основе которой и заполняется налоговая декларация
В ходе осмотра проверяющему необходимо выполнить также следующие дополнительные действия:
установить контакт с основными сотрудниками организации;
добиться приемлемого уровня понимания характера деятельности организации;
узнать ее организационную структуру;
понять систему бухгалтерского учета, применяемую в организации;
составить полный список фамилий и должностей служащих организации, находящихся на своих рабочих местах во время проверки;
определить списки дополнительной информации, которую необходимо проверить, и документов, которые понадобятся при проверке;
определить помещение, в котором будет работать проверяющая группа.
Контролирующему субъекту в ходе осмотра необходимо также сопоставить разумность масштаба деятельности и количество занятых лиц с объемом деятельности, указанным в отчетности налогоплательщика.
Полезно проводить осмотр организации в той последовательности, в какой на ней осуществляется деловой процесс, что, в свою очередь, позволяет оценить целостность заявленного вида деятельности.
Государственный бюджет и внебюджетные фонды
С укреплением государства, расширением выполняемых им функций возникла и росла потребность в финансовых ресурсах — денежных средствах, находящихся в распоряжении государства, его учреждений, организаций и предприятий. Финансовые ресурсы являются объектом финансовых отношений как составной части сис ...
Управление распределением и использованием прибыли
Эффективность политики управления прибылью предприятия определяется не только результатами ее
формирования, но и характером ее распределения. Распределение прибыли[8]
представляет собой процесс формирования направлений ее предстоящего использования в соответствии с целями и задачами развития предпр ...
Анализ прибыли о
реализации продукции и услуг
Главным источником формирования прибыли является основная деятельность предприятия, с целью осуществления которой оно создано. Другими словами, основным финансовым результатом деятельности предприятия является прибыль от реализации продукции, выполнения работ или оказания услуг. Поэтому в процессе ...