Кодекса в п. 1 ст. 72 закрепляет исчерпывающий перечень способов обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов, в который входят:
залог имущества;
поручительство;
пеня;
приостановление операций по счетам в банке;
наложение ареста на имущество налогоплательщика.
Залог имущества может быть применен только при изменении срока уплаты налога (сбора).
В налоговых отношениях основанием возникновения залога является договор, который может быть заключен между залогодателем (налогоплательщик – основной договор, третье лицо – поддерживающий договор - залогодатель не обязан уплачивать саму сумму налога (сбора) за налогоплательщика, а несет ответственность лишь в пределах стоимости заложенного имущества) и налоговым органом (залогодержателем.
Предметом залога может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству, кроме единственного исключения: предметом залога в налоговых отношениях не может быть предмет залог по другому договору. Замена предмета залога допускается только с согласия налогового органа (залогодержателя), если законом или договором не предусмотрено иное. Если предмет залога погиб, поврежден либо право собственности или право хозяйственного ведения на него прекращено по основаниям, установленным законом, залогодатель вправе в разумный срок восстановить предмет залога или заменить его другим равноценным имуществом (если в договоре не предусмотрено иное).
Заложенное имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества. При этом залогодатель, если иное не предусмотрено договором и не вытекает из существа залога, вправе пользоваться предметом залога в соответствии с его назначением, в частности, извлекать из него плоды и доходы.
В случае неисполнения налогоплательщиком или плательщиком сбора обязанности по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества.
Поручительство может быть применено в качестве способа обеспечения только при изменении срока уплаты налога (сбора).
Поручительство оформляется в соответствии с договором между налоговым органом и поручителем, который обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней.
Согласно ст. 362 Гражданского Кодекса Российской Федерации договор поручительства должен быть совершен в письменной форме, несоблюдение влечет недействительность договора поручительства. Заключать договор следует с налоговым органом по месту учета налогоплательщика или плательщика сбора.
Поручителем может быть как физическое, так и юридическое лицо. Допускается одновременное участие нескольких поручителей.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обеспеченной поручительством налоговой обязанности ответственность налогоплательщика и поручителя возникает одновременно (солидарная).
При неисполнении поручителем своей обязанности по договору поручительства принудительное взыскание налога и пеней с поручителя производится налоговым органом исключительно в судебном порядке. При исполнении поручителем налоговой обязанности налогоплательщика у поручителя возникает право требовать от налогоплательщика не только уплаченных сумм, но и процентов по этим суммам, а также возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением.
Пеня - денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае нарушения срока уплаты налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу России (п. 1 ст. 75 Кодекса). Основанием уплаты пени служит пропуск срока, установленного для исполнения имущественной обязанности. Целью взыскания пени является обеспечение исполнения имущественных обязанностей.
Сумма пени начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Расчет пени производится умножением неуплаченной суммы налога и 1/300 ставки рефинансирования, определяемой Центральным Банком Российской Федерации, за каждый день просрочки. Суд может уменьшить размер пени ввиду ее несоразмерности сумме недоимки, так как прямого запрета на это законодательство о налогах и сборах не содержит.
Перспективы инвестиционных возможностей
Российские предприятия всех отраслей промышленности сталкиваются с возрастающей конкуренцией. Поэтому огромное значение для каждого из них приобретает проблема формирования долгосрочных конкурентных преимуществ на целевых сегментах рынка. Основы этого закладываются путем разработки и реализации инв ...
Проблемы, возникающие при оценке кредитоспособности заемщика и
пути их решения
Важную роль в регулировании кредитных отношений ОАО «Сбербанк России» играет оценка кредитоспособности заемщика на этапе выдачи кредита (второй этап кредитного процесса), так как хороший анализ финансового состояния заемщика на стадии начальных отношений с заемщиком, чем на стадии сопровождения кре ...
Проблемы стабилизации денежного обращения в современных
условиях
Дестабилизация денежного обращения – это результат взаимодействия разнообразных факторов и потому борьба с ней не должна быть односторонне направлена на ту или иную их группу, а должна носить комплексный характер. Такой подход применительно к российским условиям предполагает учет специфики переходн ...